Открытие Музея пандемической повседневности, положение пострадавших от пандемии работников в декабре и еще один взгляд на героизацию медиков
На сайте к-ФОМ появились экскурсии по к-Дайджестам. В прошлом году было опубликовано 86 дайджестов по рефератам и ссылкам и 37 дайджестов о вирусных роликах. Их авторы Алина Соболевская и Ася Свешникова проанализировали сотни источников, чтобы отразить то, как коронавирус повлиял на жизнь человечества, насколько глубоко проник во все ее сферы. Массив собранной ими информации стал поводом для появления виртуального Музея пандемической повседневности – места, где, по словам его создателей, сегодня, завтра или спустя 10 лет любой желающий сможет узнать, какой была жизнь в период коронавируса. В Музее представлены коллекции дайджестов, позже посетителям предложат указатели и справочники. Уже сейчас там размещены первые экскурсии, которые рассказывают о том, как пандемия сказалась на жизни городов, какие развлечения были доступны во время локдауна, как отреагировали на изменения бренды и каким будет будущее. «Составляя экскурсии, мы хотим обратить внимание читателей на то, что влияние коронавируса на нашу жизнь важно оценивать в самых разных сферах, даже тех, которые могут показаться не столь существенными по сравнении с другими. Поэтому мы говорим о работе и о мемах, об отношениях людей и о домашних питомцах, об учебе и о философских концептах», – отмечает куратор раздела «к-Дайджесты» Алина Соболевская.
Доля пострадавших от пандемии работников в декабре составила 15% от всех опрошенных. По мнению аналитиков ФОМ, ситуация по некоторым параметрам становится такой же напряженной, как в августе. Доля жалующихся на ухудшение материального положения выросла до 61% (среди всех опрошенных – до 38%) и достигла августовского уровня, тогда как в октябре она была на минимальном уровне – 52% (среди всех опрошенных – 34%). Динамика ответов на вопрос о стратегиях адаптации к экономической ситуации также свидетельствует о неблагоприятных изменениях. В группе пострадавших от пандемии работников доля начавших реже делать покупки или отказываться от некоторых товаров в декабре оказалась на максимуме с августа (28%, минимальное значение в сентябре – 19%), как и доля начавших запасаться впрок (15%, минимум в сентябре – 8%). Достаточно высоки доли начавших брать деньги в долг у знакомых и родственников (13%, минимум в октябре – ноябре – 8%) и покупать более дешевые товары (32%, минимум в сентябре – 28%).
В прошлом году много говорили о героизации медиков. Но кто точно заслуживает звания героя? Социолог из Европейского университета в Санкт-Петербурге Екатерина Бороздина считает, что этот вопрос тесно связан с ресурсами, с возможностями разных групп медиков действительно быть героями – едва ли не сутками работать в «красной» зоне, преодолевать себя. Эксперт отмечает, что способность к героизму зависит от возраста, семейных обязательств, наличия заболеваний. Например, врач, которая одна воспитывает ребенка и ухаживает за пожилой матерью, не может позволить себе рисковать – идти работать в «красную» зону и быть маскулинным героем, готовым справиться со всем на свете. Екатерина Бороздина вспоминает разговор с одним из медработников в рамках исследования, которое она проводила вместе с коллегами. «Я хорошо помню интервью с пожилой медсестрой, которой внуки говорили: «Бабушка, ты – герой», а она совершенно не чувствовала себя героем. Ей было тяжело работать в новых условиях, у нее были проблемы со здоровьем, в учреждении не хватало СИЗов. Но она не осмеливалась поднять голос и начать вести диалог с начальством. При этом женщина повторяла, что если бы она озвучила свои проблемы, вот тогда была бы героем», – рассказывает социолог. А потому, с ее точки зрения, не совсем понятно, кого считать героем в первую очередь: тех медиков, которые сами вызываются работать с ковидными пациентами и успешно решают сложнейшие задачи, или тех, кто уязвим, болен, но продолжает вопреки этому выходить на работу, пусть и не в «красную» зону.
Рассказ социолога об изучении работы медиков во время пандемии
Для многих курьерских сервисов последние месяцы стали периодом роста спроса и расширения деятельности, а для компании «Достависта» 2020 год стал и вовсе прорывным. Рост составлял до 100%, сервис был запущен в Тюмени, Барнауле, Иркутске и Набережных Челнах (всего «Достависта» представлена в 23 городах). Генеральный директор компании Татьяна Борзых рассказывает, что команда научилась организовывать в новом городе необходимую операционную и техническую поддержку буквально за сутки, хотя раньше этот процесс занимал около месяца: требовались доработки в IT-процессах, работа на сайте. За время пандемии «Достависта» начала развиваться в новых направлениях. Так, среди компаний-клиентов значительно увеличилась доля кафе и продуктовых магазинов. «Мы увидели новые точки роста – доставка продуктов и доставка еды из ресторанов. Клиенты, которые раньше не задумывались о доставке, поняли, что теперь это их основной источник заработка», – говорит Татьяна Борзых. А после принятия Госдумой в апреле 2020 года закона о дистанционной продаже безрецептурных лекарств среди клиентов сервиса появились и аптечные сети. «Мы подключили достаточно крупных клиентов, которые начали размещать тысячи заказов в месяц. Мы составили инструкцию для курьеров, прикрепили ее к каждому заказу. Когда курьер приходит в аптеку, его дополнительно инструктируют фармацевты», – говорит руководитель «Достависты».
Рассказ директора курьерской службы о новых точках роста компании и трендах в сфере доставки