О том, как пандемия сказалась на работающих россиянах, повлияла на лексику и ввела в моду онлайн-чаевые и виртуальные бары
Почти каждый десятый сотрудник опасается, что его могут уволить
ФОМ выяснил, как коронавирус повлиял на ситуацию с работой и каких изменений в этом плане ждут россияне. Так, за первые недели режима самоизоляции частично или полностью потеряли доходы 20% работающих россиян, причем преимущественно – работники частных предприятий. При этом их заметно реже отправляли в оплачиваемый отпуск (12%, на госпредприятиях – 21%) и заметно чаще – в отпуск за свой счет (12 и 2% соответственно). Что касается ожиданий, то почти каждый десятый работающий (9%) опасается, что его могут уволить уже в ближайший месяц, причем работники частных предприятий говорят об этом вдвое чаще бюджетников. Уменьшения заработной платы и других трудовых доходов ожидают 16% работающих, полного прекращения выплат – 5%, оправки в отпуск за свой счет – 11%. Эти позиции работники негосударственных предприятий также упоминают в разы чаще, чем занятые в госсекторе.
Подробные результаты опроса ФОМ – в материале «Работающие россияне: ситуация на работе и ожидания»
«Паники сейчас нет. Среди медицинского персонала – точно»
Идет авральная работа, но при этом по запланированному сценарию – так описывает ФОМ свои будни руководитель Центра медицинской профилактики ХМАО-Югры Владимир Пидзамкив. По его словам, сегодня уже никто не считает происходящее «замыслами империалистов», медики же сразу поняли, насколько все серьезно. «Мы смотрели на мировое сообщество, мы видели фотографии врачей со следами от масок и все понимали, но, когда пришло к нам, в наш дом, перешагнуло через наш порог, стало сложнее, мандраж стал посильнее. Первое ощущение было неприятным, оно прошло, все понимают, что можно дальше бороться с коронавирусной заразой. Главное, чтобы были выстроены механизмы, отлажены процессы, тогда будет нормально», – рассказывает эксперт.
Эпидемия меняет лексикон россиян
Количество сообщений о коронавирусе в социальных сетях сохраняется на уровне 650–800 тысяч постов в день. Наиболее активно его обсуждают во «Вконтакте», второе место в рейтинге площадок попеременно занимают Facebook и «Одноклассники», им серьезно уступают Instagram и Twitter. Слово «коронавирус» пришло в нашу обиходную лексику в январе и повлияло на частоту использования слов «самоизоляция» и «карантин» (их фактически не было в нашей лексике до середины марта 2020 года), «пособие» (частота употребления этого слова резко выросла в конце марта и остается высокой в апреле), «дистанция» (это слово с 31 марта стало употребляться в восемь раз чаще, чем раньше), «маска», а также «пропуск» (можно сказать, это слово стало «флагманским» в апреле).
Полный текст статьи «Как COVID-19 меняет нашу лексику»
Россияне проводят онлайн-конференции и «ходят» в виртуальные бары
Коронавирус меняет мир, и некоторые из изменений – неожиданные и удивительные. Например, курьеры стали получать онлайн-чаевые. Эти люди ежедневно рискуют своим здоровьем ради того, чтобы большинство оставалось в безопасности, дома, и за свою работу получают благодарность в виде небольшого денежного перевода. Более внимательно, чем прежде, россияне относятся к чистоте своего жилья – компания «Nielsen Россия» в ходе исследования выявила резкий рост спроса на бытовую химию. А в свободное время наши соотечественники пытаются разнообразить досуг. «Яндекс» проанализировал запросы с окончанием «не выходя из дома» и выявил интерес пользователей к программам для стриминга и онлайн-конференций и трансляциям концертов. Кроме того, люди ищут виртуальные бары, возможность взять собаку на прокат, а также инструкции, как подстричься самостоятельно.
ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.