Анализ материального положения россиян и прогнозов относительно ситуации на работе, а также причин роста активности на арт-рынке
Доля респондентов, чьи доходы с начала пандемии снизились, сократилась до 37%, что на 3 п. п. ниже январского показателя и на 14 п. п. ниже показателя апреля 2020 года. Доля тех, чьи доходы не изменились, увеличилась с апреля на 8 п. п. (до 55%), а тех, чьи доходы выросли, – на 6 п. п. (до 7%). По словам аналитиков ФОМа, данные февральских замеров выглядят наиболее благоприятно за все время измерений с апреля 2020 года.
В практиках экономии за прошедший с прошлого замера месяц также заметны изменения. Доля вынужденных усилить экономию сократилась на 5 п. п. (до 35%) за счет роста на 6 п. п. (до 56%) доли тех, кому не пришлось этого делать. Однако доля экономивших меньше, чем до пандемии, осталась на январском уровне (8%). Эксперты отмечают, что распределение оценок приблизилось к показателям конца лета – начала осени.
Анализ изменения материального положения населения в графиках и цифрах
В феврале 2021 года снижения зарплаты опасался 31% работающих по найму, не испытывал подобных опасений 61%. Таковы данные опроса ФОМа. О повышении заработной платы за прошедшие 12 месяцев сообщили 30% наемных работников (в феврале 2020 года – 34%). Не повышали зарплату двум третям работников (66%, в феврале 2020 года показатель составлял 63%). Каждому десятому повысили зарплату в январе – феврале 2021 года, 6% – в ноябре – декабре 2020 года, 9% – в сентябре – октябре, 8% – в феврале – августе 2020 года. Аналитики компании отмечают незначительное ухудшение ситуации по сравнению с февралем прошлого года. По их словам, именно сейчас отсутствие роста доли работников, чью заработную плату повышали, – тревожный факт, учитывая, что многие столкнулись с ее снижением с начала пандемии и до сих пор у 28% работающих по найму (14% от всех опрошенных в феврале 2021 года) размер трудовых доходов не вернулся на допандемический уровень.
Анализ февральских прогнозов работников относительно сокращения зарплаты и увольнения
Пандемия сплотила врачебное сообщество: раньше медики больше общались внутри своей специальности, а сейчас они как одно целое. Рентгенолог из московской больницы рассказывает, что многие ее коллеги по собственному желанию отправились на передовую – в «красные» зоны. «Мы ими гордимся, снимаем медицинскую шапочку и низко кланяемся в пояс. И когда не будет хватать людей в их рядах, все понимают, кто пойдет следующий. Это как на войне: если понадобится, мы отправимся туда взамен тех, кого не стало», – говорит врач. Она признается, что мать и дочь уговаривали ее уйти из больницы на период коронавируса. Но она не прислушалась, сказав, что не может отказаться от профессии ни за какие деньги и готова работать, даже понимая, что может погибнуть. Главной мотивацией врача было помогать соотечественникам. При этом она говорит об определенном тренде в медицинской среде. «Сегодня в профессии не терпят тех, кто стоит в стороне, активно не участвует. Люди остаются после дежурств как минимум на два-три часа по самым разным причинам. Кто-то заканчивает истории или докладывает на конференциях, кто-то советуется с коллегами и показывает особые случаи», – отмечает медик.
Рассказ рентгенолога о призвании, мотивации и непрерывном обучении медиков
Галереи, в отличие от музеев, оказались устойчивыми к пандемии. Коллекционеры, несмотря на связанные с коронавирусом ограничения, не утратили желания приобретать предметы искусства. Более того, их ряды пополнились теми, кто готов делать это онлайн, без посещения аукционов и светских мероприятий – обязательных атрибутов арт-тусовки. По некоторым оценкам, таких новичков за последний год оказалось около трети. Арт-рынок отреагировал на это созданием большого объема контента – вебинаров, обучающих курсов, мероприятий в формате public talk. Эксперты отмечают, что так арт-дилеры стараются завоевать доверие новых клиентов, снова став их гидами в мире коллекционирования, но уже виртуальными. Активность в этой среде сейчас настолько велика, что многие галереи и аукционные дома в авральном режиме создают новые виды диджитал-продуктов – разрабатывают онлайн-кабинеты, виртуальные выставочные залы и просмотровые комнаты, а также сервисы для информационного сопровождения сделок и оплаты услуг.
Дайджест об изменениях на арт-рынке и в среде коллекционеров