• к-Обзоры
  • 21.05.21

Обзор Проекта коронаФОМ № 112

Об итогах первой сессии мараФОМа, на которой обсудили панРеальность, о потребности медиков в психологической помощи и важности ораторского искусства для бизнеса

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 112

Социологи обсудили панРеальность

В среду, 19 мая, стартовал мараФОМ. На первой сессии президент ФОМа Александр Ослон кратко рассказал о Проекте и изучении социальной реальности. Он подчеркнул, что социальная реальность, то есть то, что люди сказали, говорят или могут сказать о реальности, – это не то же самое, что реальность. Именно в социальной реальности происходит социальная пандемия, которая, в отличие от пандемии физической, охватывает всех.

У новой, пандемической, реальности (панРеальности) есть три социальных уровня. А именно: личностный (социальные представления), микросоциальный (жизнеустройство повседневности), макросоциальный (социальный контекст). При этом на микроуровне случилась трансформация повседневности: радикально поменялись правила устройства жизни. А на макроуровне происходит постепенное размытие границ: хорошего и плохого, правды и фейков, работы и дома. Также наблюдается социальная поляризация: образуются мириады сетевых групп, выстраивающих свои субкультуры и механизмы лояльности. Все это приводит к тому, что в социальной атмосфере преобладают неуверенность, разобщенность, агрессия. А на личностном уровне можно наблюдать недоумение, сомнение и потерю рациональности – люди не понимают, что происходит, и сомневаются во всем: в знаниях, в авторитетах, в смыслах.

Своим мнением о пандемической реальности поделились и участники сессии – известные социологи и эксперты.

Запись первой сессии мараФОМа на канале ФОМа в YouTube

Медикам необходима психологическая помощь

Пандемия коронавируса даже после своего окончания может не отпустить врачей, и тогда им потребуется психологическая поддержка. В марте 2020 года психолог Надежда Сафьян организовала проект «МыРядом2020» – несколько чатов психологов – для помощи медицинским работникам. По ее словам, те обращались с разными запросами. Жаловались, что ощущают себя винтиками в системе, неспособными что-либо изменить. Говорили о проблемах с пациентами – некоторые из них отказывались госпитализироваться, и на фоне большого числа заболевших и усталости это вызывало у медиков агрессию. Рассказывали о страхах, возникших после смерти коллег, и переживаниях из-за проблем в семье – многие не имели возможности уделять близким достаточно внимания. По мнению Надежды Сафьян, психологическая помощь врачам будет нужна даже по окончании пандемии. «Представьте, все закончится, но врачи будут мыслями возвращаться к пандемии, потому что там какие-то недопрожитые истории, конфликты, которые заблокировало бессознательное. В «красной» зоне была высокая напряженность, медики были загружены, у них не было ресурса, чтобы конфликт решать, и он мог зависнуть – чувство такой незавершенности способно мучить человека годами», – говорит психолог.

Рассказ Надежды Сафьян о важности психологической поддержки медиков

Как в сказке на перепутье: куда ни пойди – пропадешь

Ограничительные меры в начале пандемии поставили владельца бизнеса в сфере пассажирских перевозок в безвыходное положение. Дело в том, что правила отрасли диктуют компаниям необходимость выводить автобусы на маршруты ежедневно, трехдневное отсутствие машин на линии приводит к лишению лицензии. Гонять же автобусы пустыми, когда люди заперты по домам, убыточно. В новом материале раздела «Малый бизнес и пандемия» – удивительная история Михаила Андреевича, который сохранил важный для жителей своего города бизнес, несмотря на отсутствие помощи государства и отказ банков выдать кредит. Возникшие проблемы он связывает не столько с последствиями пандемии, сколько с неспособностью и нежеланием «начальства» решать возникающие трудности. «Проблемы начались по одной простой причине: у нас люди, которые руководят, они в профессиональном плане слабо подготовлены. Они не имеют представления, что нужно для транспорта, как транспорт работает, какой объем денежных средств, потому что они не профессионалы. У нас профессионалов нет, и это наша проблема. А все свалили на нас [предпринимателей], что мы обязаны. Вот у вас есть обязанность, вы обязаны выполнять. Мало того, я и в администрацию обращался. Ответ был такой: не можете – ну, значит, отдавайте свидетельство», – рассказывает предприниматель.

История о том, как владелец автобусного парка спас бизнес в патовой ситуации

Выживут те, кто умеет удерживать внимание

С резким переходом в онлайн возросли спрос на образовательные программы и требования к тем, кто их проводит. Об этом говорит генеральный директор тренинговой компании IGRO Ирина Родченко. Компания проводит тренинги по эффективной речевой коммуникации в бизнесе. Ее сотрудники обучают слушателей публичным выступлениям, грамотной устной и письменной речи, аргументации, этикету, деловой переписке. И даже для таких опытных ораторов переход в онлайн стал вызовом. Дело в том, что взаимодействие в онлайн-среде, по мнению Ирины Родченко, требует владения определенными навыками, среди которых – умение управлять своим голосом, интонацией, а также структурировать текст так, чтобы он легко воспринимался на слух. Кроме того, становятся востребованными такие компетенции, как способность ясно и четко выражать мысли, умение заинтересовать аудиторию. Ирина Родченко считает, что период пандемии стал своеобразной лакмусовой бумажкой. К онлайн-среде не смогли приспособиться те, кто и в очном формате не умел удерживать внимание аудитории и не стремился развивать навыки публичных выступлений. Те, кто был настроен решительно, смогли приспособиться к онлайн-формату и овладеть необходимыми компетенциями.

Рассказ гендиректора тренинговой компании IGRO о том, как коммуникации помогают бизнесу

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ