• к-Обзоры
  • 21.12.21

Обзор Проекта коронаФОМ № 172

О том, как переживают финансовые последствия пандемии сельчане и горожане, а также о ситуации на рынке недвижимости и способах удержаться на плаву в кризис

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 172

______________

Новое на проекте к-ФОМ

Сельчане переживают экономические последствия пандемии легче остальных

Столичные жители чувствовали экономические последствия пандемии острее, чем «средний» россиянин, но менее остро, чем жители других мегаполисов, где ниже зарплаты и меньше рабочих мест. Легче остальных пришлось жителям сел – пандемия в меньшей степени затронула поселения с относительно низкой плотностью населения. Так, по данным ФОМа, доля вынужденных экономить больше, чем до пандемии, среди москвичей была выше среднероссийской только в определенные периоды – в январе, июне и июле 2021 года. Жители остальных городов-миллионников испытывали финансовые трудности заметно чаще, чем «средний» россиянин и москвичи, на протяжении практически всей пандемии. Доля жалующихся на снижение доходов среди них в среднем была выше, чем по населению в целом, на 5 п. п., доля усиливших экономию – на 4 п. п. Особенно сложными для них оказались первые четыре-пять месяцев пандемии. А вот сельские жители переживали пандемию легче остальных. В среднем в течение пандемии доли говоривших о снижении доходов и усилении экономии были ниже, чем по населению в целом, на 5 п. п. и 3 п. п. соответственно.

Стабильно негативно – о деньгах, неожиданно позитивно – о планах

Замеряемые ФОМом Индексы Тональности аспектов пандемической реальности в ноябре не показали резких скачков. Но это лишь кажущееся затишье. Наиболее изменчивыми были Индексы Тональности характеристик аспекта «Забота о Здоровье». Резкие изменения в тональности обсуждений наблюдались в постах по характеристикам «Внимание к здоровью», «Информация о здоровье» и «Иммунитет». Скачки во многом объяснялись появлением виральных постов, среди которых – сообщения о необходимости достижения коллективного иммунитета и о его отсутствии в стране, о народной медицине и негативном влиянии самоизоляции на иммунитет, а также призывы следить за здоровьем. А вот обсуждение характеристик аспекта «Последствия» отличалось спокойствием. Тон был близок к нейтральному с небольшим позитивным всплеском в конце месяца в постах о планах, а также традиционно более негативным в сообщениях про деньги. 

Спрос на новостройки будет выше, чем на вторичку

Влиянию пандемии на рынок недвижимости посвящен новый к-Дайджест. Авторы приводят данные международной консалтинговой компании Knight Frank, согласно которым по итогам второго квартала 2021 года цены на жилье за год увеличились в среднем на 9,2% в 55 странах. Лидерами рейтинга являются Турция, Новая Зеландия, США и Словакия. Россия за год переместилась с 14-го (+8,1%) на 10-е место с динамикой цен +14,4%. Как отмечают эксперты российского рынка недвижимости, спрос и цены на загородную и курортную недвижимость выросли. Вырос и спрос в складском сегменте (на фоне востребованности онлайн-торговли), а также на офисные помещения, несмотря на то что многие остались работать на удаленке. Что касается рынка жилья, то, по мнению руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олега Репченко, на новостройки спрос будет выше, чем на вторичку, так как многие застройщики создают с банками совместные программы со сниженной ипотечной ставкой.

______________

Новое на проекте СМБиз.ФОМ

Адаптироваться к изменениям – значит проявлять антихрупкость

В пандемию во многих организациях возникли новые бизнес-процессы, а старые трансформировались. У каждой антихрупкой компании – уникальная история адаптации к этим изменениям. На основе нескольких десятков интервью с предпринимателями социологи ФОМа выделили шесть основных способов удержать бизнес на плаву в пандемию. Новый исследовательский комментарий посвящен стратегиям, которые использовали предприниматели, чтобы пережить кризис и сделать новый виток развития в условиях ограничений или после их снятия. Способы были разными: частичное закрытие бизнеса или отказ от неработающих активов, перевод офиса на удаленку, рестарт после снятия ограничений, развитие онлайн-присутствия, разработка новых продуктов или услуг, выход в новые ниши, сферы деятельности. Каждый из этих способов – это стратегия антихрупкого бизнеса, руководители которого не переставали действовать даже в условиях неопределенности и смогли извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный? Если ДА – подпишитесь на наши каналы, соцсети и рассылку.

Подписаться

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2022 ФОМ