• к-Обзоры
  • 26.06.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 24

Сколько россиян не могут платить по кредитам, почему врачей так важно окружить вниманием и что показывает симулятор распространения коронавируса

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 24

Половина заемщиков, потерявших в доходах, не может платить по кредитам

Кредиты есть у 46% российских семей: у 26% семей – банковский или потребительский, у 14% – задолженность по кредитной карте или карте рассрочки, у 11% – ипотека, у 7% – кредит на покупку автомобиля, у 3% – микрокредит. Таковы данные опроса ФОМ. Эти показатели практически не изменились за время пандемии, однако с ее начала у 47% заемщиков снизились доходы, причем у 32% – более чем на треть. Почти половине из тех, кто потерял в доходах (или 21% от всех имеющих кредит), теперь не хватает на выплаты по кредитам. Проблему они решают разными способами (одним или сразу несколькими): 8% заемщиков просят в долг у знакомых, 5% расходуют сбережения, 2% берут новые кредиты, 5% задерживают выплаты. У ипотечных заемщиков ситуация более благоприятная, чем у остальных: они чаще говорят, что имеющихся средств им хватает, и реже – что им приходится прибегать к дополнительным заимствованиям или допускать просрочку платежей. Хуже всего ситуация складывается у имеющих задолженность по карте: им чаще не хватает оставшихся собственных средств и приходится обращаться за деньгами к знакомым.

Анализ положения выплачивающих кредиты

Вирус завезли богатые, а больше всего пострадали от него бедные

Коронавирус проходил через австрийские и швейцарские лыжные курорты, люди из Москвы полетели в Европу кататься на лыжах и подхватили инфекцию. То, как распространялся вирус, объясняет социолог, профессор НИУ ВШЭ Даниил Александров. В качестве примера он приводит классический случай: скрытым распространителем был бармен. Перед тем как слечь с температурой, он пять дней со всеми разговаривал в баре и всем наливал. Богатые люди, которые заразились от этого парня, приехали, например, в Москву и пять-семь дней бессимптомно распространяли вирус. Потом они заболели и изолировались. Далее наступила паника – люди, с которыми они общались в своем слое, уехали за город. Но они уже успели это передать другим. Например, своей домработнице, а та на работу ездила в метро. «Людям, которые уходят в онлайн, легче разорвать эти цепочки. А рабочим, которые их обслуживают, это сделать невозможно. Выходит, условно, в Нью-Йорк вирус завезли богатые, а больше всего пострадали от него бедные. Так что распространение из страны в страну – дело богатых, а локальное распространение и потери от эпидемии, включая повышенную смертность, – удел более бедных», – подытоживает социолог.

Интервью с Даниилом Александровым о поведении людей при пандемии и проблеме доверия 

Симулятор показывает, как распространяются вирусы и как их сдерживать

Интерактивный проект «Почему такие вспышки, как коронавирус, распространяются по нарастающей и как ослабить их рост» наглядно показывает, насколько стремительно растет число зараженных, если не принимать никаких ограничительных мер. Он создан изданием The Washington Post и быстро стал самым популярным материалом за всю историю существования его онлайн-версии. Проект демонстрирует, что происходит в городе с населением 200 человек, когда там появляется один инфицированный, в четырех разных ситуациях: при отсутствии каких-либо сдерживающих мер, при принудительном карантине (какой был введен в Китае, в провинции Хубэй), а также при умеренном и обширном социальном дистанцировании. Все сценарии представлены в виде схематичной имитации, и каждый посетитель наблюдает уникальный случай, «инициируя» распространение вируса в тот момент, когда заходит на страницу проекта. Подобная симуляция показывает, что количество вариантов бесконечно, однако в отношении противовирусных мер все однозначно: наиболее эффективной является социальное дистанцирование.

Дайджест о зарубежных медиапроектах на тему коронавируса

Важно окружить врачей вниманием и заботой

Научить всех заботиться друг о друге – так обозначил свою главную задачу Армаис Камалов, директор Университетской клиники МГУ, которая была перепрофилирована под коронавирусный центр. По его словам, ежедневные консилиумы и обеспечение всем необходимым для работы помогло врачам, которые прежде не имели опыта лечения инфекционных больных, успокоиться. Но самую важную роль сыграло внимание руководства. «В день медицинской сестры им всем подарили красивые тюльпаны. 9 Мая мы с помощниками купили много мяса, нажарили шашлыков, упаковали и привезли в клинику, чтобы все наши врачи и медсестры почувствовали праздничное настроение, увидели, что даже в этот день руководство не отсиживается по домам, а, наоборот, мы находимся рядом с ними. Врачи и медицинские сестры играли на гитаре и пели песни военных лет. В ситуации, когда врачи сами оказались, если можно так сказать, на войне, это очень сплотило коллектив и вызвало теплые ощущения», – вспоминает Армаис Камалов.

Рассказ директора Университетской клиники МГУ о том, как сделать инфекционный стационар комфортным

Индикатор дня

ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ