Что может быть причиной диссидентских взглядов на коронавирус, каковы представления ковид-скептиков о происхождении болезни и почему базовые модели поведения людей не изменятся
Существование коронавируса отрицают 12% россиян. По данным ФОМ, чаще других в ковид не верят 31–45-летние (18%) и неработающие граждане (19%). На основе ответов респондентов аналитики компании сделали выводы, что диссидентские взгляды могли возникнуть как ответная реакция на меры, воспринимавшиеся многими людьми как избыточные. Оказавшись в трудном финансовом положении, в отсутствие понимания перспектив, они остро переживали введенные ограничения.
Ковид-диссиденты довольно часто сообщают о наличии единомышленников в своем окружении. 80% из них говорят, что среди их знакомых есть люди, считающие коронавирус выдумкой, 78% выражают уверенность, что приверженцев таких взглядов в обществе много. Любопытно, что лишь 53% ковид-диссидентов придерживались своих убеждений с самого начала эпидемии, тогда как 36% «обратились» в диссидентство, изначально считая коронавирус реальной болезнью. При этом наличие знакомых врачей, очевидно, мало сказывается на представлениях о коронавирусе: в группе диссидентов доля тех, в чьем ближайшем окружении есть врачи, медработники, составляет 57%, а еще 6% сами являются представителями медицинской профессии. «С одной стороны, можно рассматривать это как свидетельство в пользу непоколебимой уверенности ковид-диссидентов в своих взглядах: даже экспертные медицинские позиции по вопросам коронавируса не способны заставить их сомневаться в своей правоте. С другой стороны, из интервью с ковид-диссидентами можно вынести и такой тезис: если в их окружении есть представители медицинской профессии, от которых при этом по разным причинам невозможно получить исчерпывающую информацию о заболевании, убежденность в «выдуманности» коронавируса лишь растет», – говорят аналитики ФОМ.
Анализ мнений ковид-диссидентов и причин диссидентских взглядов
Половина россиян думает, что COVID-19 был создан в лаборатории, в то время как официальную версию о его природном происхождении поддерживает только каждый пятый. По результатам опроса ФОМ, среди меньшинства преобладают 18–30-летние (36%), те, кто для получения информации о коронавирусе пользуется специальными, посвященными этой теме интернет-ресурсами (32%) и социальными сетями (29%), люди с высшим образованием (31%) и жители Москвы (35%). Приверженцы версии о лабораторном происхождении ковида чаще встречаются среди 46–60-летних (61%) и тех, кто следит за новостями о коронавирусе по телевидению (56%) и радио (58%). То есть ключевыми факторами, которые определяют приверженность той или иной версии происхождения коронавируса, являются источники информации и возраст. «Базовое недоверие к официальной версии поддерживается в большей степени «официальными» источниками информации – телевидением и радио, которые, конечно, не занимаются распространением сведений об искусственном происхождении коронавируса напрямую, но освещают события таким образом, что у аудитории, по всей видимости, возникают основания искать объяснения за пределами предложенной концепции», – объясняют аналитики ФОМ.
Анализ представлений ковид-скептиков о происхождении коронавируса
Практики резко меняются в чрезвычайной ситуации и так же резко возвращаются к исходным формам в нормальной ситуации, считает профессор, декан философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС Виктор Вахштайн. Свое убеждение он подкрепляет личным примером. Недавно он спустился в метро. Ощущение невероятной жути, по словам эксперта, держалось у него первые семь минут, пока он стоял на эскалаторе, честно соблюдая социальную дистанцию, и далее, пока ждал поезда. Эти первые минуты новые настройки поведения, появившиеся в последние три месяца, еще как-то сдерживали. Но через семь минут они уже не работали, хотя он пытался сознательно вернуть социальную дистанцию, заставить себя не дышать рядом с людьми и держаться подальше от поручней. Но тело говорило: все, конец войны, конец блокады. И на выходе не было уже никакой социальной дистанции – ни на эскалаторе, ни у турникетов. «Как ни парадоксально, все прогнозы о повседневных практиках – что люди привыкнут преподавать онлайн, что им понравится пользоваться доставкой и что они больше не захотят спускаться в метро – безосновательны. Семь минут – и в этом главное свойство повседневных практик – и сопротивление привычному оказывается невозможным», – рассказывает профессор.
Фильм Стивена Содерберга «Заражение» 2011 года пользовался большой популярностью у россиян в период самоизоляции. Таковы результаты анализа крупных онлайн-платформ для просмотра фильмов, проведенного порталом Film Pro. По мнению профессора германистики Венского университета Эвы Хорн, интерес общества к кино про эпидемии даже в период реальной угрозы объясняется тем, что оно дает возможность зрителям мысленно воспроизвести нежелательные сценарии, не подвергаясь при этом опасности. И логично, что режиссеры снимают то, на что есть запрос аудитории. Например, канадский сериал «Хроники эпидемии» рассказывает о борьбе инфекциониста с вирусом, поражающим органы дыхания, попытках остановить распространение болезни и не допустить пандемию. Примечательно, что сериал, в котором рассказывается о смертельном коронавирусе, вышел на экраны в январе 2020 года, когда СМИ начали говорить о реальной эпидемии.
Дайджест о том, как сериалы отражают реакцию людей на коронавирус
ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.
Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.