• к-Обзоры
  • 31.07.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 34

Каковы представления коронаскептиков о вирусе, почему в условиях эпидемии партнерский подход в лечении не работает и что скрывается за страхом перед мигрантами

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 34

Что думают о пандемии коронаскептики

Существование коронавируса не отрицают 88% россиян, однако каждый пятый из них считает, что COVID-19 не страшнее сезонного гриппа. По данным опроса ФОМ, коронаскептиков больше всего среди молодежи (29%) и меньше всего – среди пожилых людей (15%). Во многих случаях сомнения в серьезности заболевания росли по ходу развития эпидемии: у трети тех, кто считает, что ковид для организма не тяжелее обычного гриппа, мнение об опасности менялось в течение эпидемии. Четверть сообщили, что теперь они считают болезнь менее серьезной, чем думали о ней изначально. Более половины коронаскептиков уверены, что в официальных СМИ угроза вируса преувеличивается, 12% – что она преуменьшается, 26% считают сообщения объективными. Кроме того, лишь 19% этих людей доверяют официальной статистике о числе заразившихся, 37% полагают, что цифры завышены, а 36%, напротив, – что занижены. В пользу мнения о завышенной статистике представители этой группы чаще всего приводят аргумент, что «медики ставят диагноз коронавирус ради положенных им доплат за этот диагноз и лечение».

Анализ скептического взгляда на пандемию коронавируса

В условиях эпидемии нет места партнерскому подходу в лечении

В реанимации партнерская модель не работает, твердо уверен заместитель главврача ГКБ № 52 Сергей Царенко. Там нет даже минуты на раздумья, потому что человеку больно и плохо, а «бесконечные разглагольствования и игры в партнерство» могут обернуться смертью пациента. По словам врача, партнерский подход возможен только с онкологическими пациентами или больными, идущими на плановые хирургические операции. Если у человека рак, то у него должен быть выбор: согласиться на химиотерапию, когда все волосы выпадут и будет тошнить целыми сутками, или отказаться и спокойно дожить. А в условиях эпидемии врач обязан быть патерналистом. «Доктор должен приходить к больному и уверенно говорить: «Мой хороший, давайте это сделаем». Тогда у пациента возникает ощущение, что врач – это человек, который поможет. Больному и так страшно, ему не хватает воздуха, так зачем пугать его еще больше? У меня была пара серьезных пациентов, которые пытались принимать решения вместе с докторами, но из-за этого мы на полшага отставали от ситуации. Пока человек обдумывал варианты, уходило время», – рассказывает Сергей Царенко.

Рассказ заместителя главврача больницы о врачебном драйве и прелестях реаниматологии

Пандемия повысила интерес к технологичным видам опросов

Ситуация с коронавирусом, когда личные опросы проводить нельзя, заставила исследовательские компании, у которых нет телефонной инфраструктуры, выкручиваться. Директор по международным проектам социологической службы Langer Research Associates Юлия Баскакова рассказывает, что ее коллеги из некоторых африканских стран взяли выборки своих предыдущих случайных квартирных опросов, достали оттуда телефоны и провели по ним опрос. Другие провели короткие личные опросы специально с целью сбора номеров. По ее словам, этот метод можно использовать раз или два, но это никак не помогает построить инфраструктуру для того, чтобы проводить телефонные опросы регулярно.

Вырос интерес к онлайн-опросам, однако у них есть определенные ограничения. «Есть панели, специально рекрутированные по вероятностным выборкам, в мире их чуть больше двух десятков. Процесс создания таких панелей – долгий, трудоемкий и капиталоемкий. А все остальное – это opt-in-панели, в которые респонденты рекрутируются без всякой выборки. Результаты опросов по этим панелям нельзя генерализовать на все население страны. Тем не менее огромное количество данных по таким выборкам публикуется. Иногда авторы пишут оговорку, что если бы наша выборка была случайная, то ошибка по ней была бы вот такая. Но журналисты обычно эту часть пропускают», – объясняет эксперт.

Интервью с Юлией Баскаковой о переходе индустрии на телефонные опросы

Как пандемия повлияет на мигрантов и отношение к ним

Опасения, связанные с мигрантами, – это проекция наших собственных страхов и беспокойств. Об этом рассуждает профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниил Александров. По его словам, на мигрантах фокусируются страхи, которые мучают человека независимо от мигрантов, например, боязнь заболеть или потерять работу. А ксенофобия в разной степени свойственна всем, и требовать, чтобы ее не было вообще, странно и бессмысленно. Эксперт также говорит о том, что сложные условия для всех, вызванные экономическими последствиями пандемии, непременно отразятся на всем спектре человеческих отношений, и напряжение может и будет возникать по всем линиям взаимодействий, в том числе этническим. Однако он не склонен сгущать краски. «Я полагаю, что поскольку мигранты – народ мобильный, те, кто не встроены в общество, уедут, а те, кто встроены, останутся, но они не пойдут на правонарушения именно потому, что они хорошо интегрированы. Искать себе приключений на разные места, оставаясь здесь, не имея работы, – кому из них это нужно?» – объясняет Даниил Александров.

Дайджест, представляющий мнения социологов о мигрантах во время пандемии

Индикатор дня

ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ