• к-Обзоры
  • 15.09.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 47

Что коронавирус хотел сказать человечеству, как изменилось поведение покупателей в связи с пандемией и какие новые слова останутся в языке после нее

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 47

Не пандемия, а инфодемия

У человечества еще не выработался иммунный ответ на вирусное распространение информации. Не все смогли справиться с мощным потоком противоречивых сообщений о коронавирусе и пандемии. Это породило страх, панику и даже вспышки насилия. Неготовность общества не только к эпидемии, но к инфодемии отмечает основатель компании «Микромир» Александр Зурабов в беседе с ФОМ. Более того, коронавирус, возможно, несет своеобразный посыл человечеству. «Вирусы всегда приходят не просто так. Вирус – это генетическая информация, у него нет собственной цели, задачу ему «ставит» природа. Например, когда человек высаживает на поле полезные растения и выкапывает сорняки, в эту местность сразу приходят вирусы. Они стараются сломать моногенность и повысить генетическое разнообразие, потому что это залог выживаемости вида. Если посмотреть с этой точки зрения на эпидемию коронавируса, то возникнут вопросы: какой генетический посыл несет этот вирус человечеству, что мы делаем не так по отношению к природе и почему она послала нам этот сигнал?» – размышляет Александр Зурабов.

Основатель компании «Микромир» – о вирусах, вакцинах и укреплении иммунитета

Работы нет, кредиты есть

По данным ФОМ, каждый пятый из неработающих трудоспособного возраста потерял рабочее место из-за пандемии. Кроме того, к августу 30% работающих россиян не вернули допандемический уровень трудовых доходов. Эти группы пострадавших составляют 17% от всех респондентов.

Данные опросов позволяют судить о возрасте, семейном положении, местах проживания и работы пострадавших от пандемии. Так, среди них больше, чем в среднем по выборке, людей 18–30 лет (27% против 21%) и 31–45 лет (44% против 28%), жителей городов-миллионников, без учета Москвы (19% против 13%), проживающих в семье из трех или четырех человек (52% против 40%), работающих на частных предприятиях (58% против 26%).

Экономическое поведение этих групп отличается от поведения населения в целом. Они заметно чаще, чем все опрошенные, сообщали о поиске работы в прошедшем месяце (28% против 17%). Пострадавшим от пандемии пришлось также заметнее, чем остальным, усилить экономию и тратить сбережения.

Ситуация осложняется тем, что у более чем половины из них (54%) есть невыплаченные кредиты и из-за потери доходов они гораздо чаще испытывают проблемы с выплатами.

Так, чтобы сделать очередной платеж, каждому шестому из пострадавших приходится брать в долг у знакомых и родственников (среди всех опрошенных – только каждому 10-му).

Анализ финансового поведения пострадавших от пандемии россиян

Цена имеет значение

В пандемию потребность людей в базовых категориях товаров возросла до уровня жизненной необходимости. В первые месяцы рутинное наполнение магазинной тележки превратилось в создание запасов на черный день (который, по мнению многих, уже наступил). Как отмечает бренд-директор компании «Лента» Юлия Зарипова, изменилась и стратегия покупательского поведения: люди стали ходить в магазины реже, но покупать больше товаров за раз. Кроме того, в первые дни после объявления пандемии вырос спрос на товары с длительным сроком хранения. В то же время упали продажи полуфабрикатов: люди стали чаще готовить дома. Несмотря на то что критических изменений в составе потребительской корзины не произошло, покупатели стали чаще обращать внимание на цены.

«Мы увидели, что люди испугались за свои кошельки. Ценовой фактор никогда не уходил с передовой, но в данном случае он превратился в жизненно важный. Людям, которые потеряли работу и доход, пришлось ограничивать себя в необходимых вещах. Коммуникация «Держим цены на самое нужное» оказалась в данном случае очень эффективной», – отмечает Юлия Зарипова.

Бренд-директор «Ленты» – о коммуникации с потребителями, адаптации к «удаленке» и новых возможностях в кризис

«Коронованная особа» уйдет, а «бесконтактная доставка» останется

Язык – отражение жизни общества и меняется вместе с ним, пусть и не так быстро.

Наш великий и могучий на лету подхватил «ковид» и произвел от него слова «ковидный», «ковидница», «противоковидный». Кроме того, стали чаще употребляться слова, которые раньше использовали только специалисты: «плато», «ИВЛ» и т. д. А словосочетание «социальная дистанция» подверглось переосмыслению. Если раньше оно подразумевало ментальную отчужденность от окружающих людей, то теперь – физическое дистанцирование. 

По мнению лингвистов, игровые выражения, которые помогают людям примириться с ситуацией, такие как «карантитулы» и «коронованная особа», будут забыты. Но кое-что останется. Например, в словарях будущего может появиться термин «бесконтактная доставка», снабженный соответствующей иллюстрацией. 

Пандемия, несомненно, отразится на многих языках. Например, она может повлиять на языковое разнообразие в США и стимулировать детей мигрантов учить родной язык.

Дайджест о том, как пандемия отразится на разных языках

Индикатор дня

ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ. 

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение