• к-Темы
  • 11.09.20

Пострадавшие от пандемии

Материальное положение и финансовое поведение экономически активных россиян, потерявших работу и доходы в последние месяцы

qr-code
Пострадавшие от пандемии

К августу 30% работающих россиян не вернули допандемический уровень трудовых доходов. Каждый пятый из неработающих трудоспособного возраста потерял рабочее место из-за пандемии. Эти группы пострадавших находятся в зоне риска: помимо неблагополучного материального положения, они чаще, чем среднестатистический россиянин, обременены кредитами и имеют проблемы с их выплатами.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

Данные телефонных опросов о происходившем на работе в апреле, мае, июне и июле, различиях в ситуации на государственных и частных предприятиях, финансовых последствиях пандемии для работающих на себя, по найму и безработных рассмотрены в наших предыдущих сюжетах.

Влияние пандемии на доходы работающих по найму

Первые месяцы действия ограничительных мер наиболее существенно сказались на материальном положении россиян, но и к августу доходы многих пострадавших не вернулись на прежний уровень. Каждому четвертому работающему уменьшили зарплату из-за пандемии, и она до сих пор не вернулась на доэпидемический уровень: об этом рассказали 19% сотрудников бюджетных предприятий и 31% – частных.

Каждый 20-й наемный работник сообщил о полном прекращении выплаты заработка (среди сотрудников государственных предприятий – 2%, частных – 7%). По сути, таких работников можно приравнять к безработным, что увеличит долю последних в выборке почти на треть (доля ищущих работу в августовском опросе – 7%).

Тем не менее 63% работающих по найму заявили, что пандемия никак не повлияла на их трудовые доходы, причем работники бюджетной сферы говорили об этом значительно чаще (73%), чем занятые на частных предприятиях (56%). Еще 3% работающих по найму сообщили о росте доходов с начала пандемии.

Вопрос задавался работающим по найму.

Работники бюджетных (государственных) предприятий – те, кто обозначил свое место работы как «полностью бюджетное (государственное)» или «с частичным государственным участием», работники частных предприятий – те, кто трудоустроен «на частном (негосударственном) предприятии» или в некоммерческой организации (НКО).

Пандемия и безработица

К не работающим, но ищущим работу (безработным) в ходе августовского опроса отнесли себя 7% респондентов. Еще 5% опрошенных не работают и не ищут работу.

Обеим этим группам (ищущим и не ищущим работу, 12% в выборке) был задан вопрос о причинах незанятости. Пандемию назвали 2% от всех респондентов, 9% не работают по другим причинам, а 1% вообще не имел трудового опыта. 

О потери работы из-за пандемии сообщили 24% среди безработных и 12% среди не ищущих работу. Последние потеряли рабочее место в период с марта по июль и к началу августа, видимо, отказались от попыток поиска нового. Их относительно высокая доля может объясняться разными причинами. С одной стороны, потерявшим работу в период пандемии в настоящее время искать новое место оказывается менее выгодно, нежели получать государственное пособие по безработице, процесс оформления которого с недавних пор упростился, а размер и продолжительность выплат увеличились. С другой стороны, отказ от поиска новой работы может быть связан с тем, что наиболее активно увольнения происходили весной, и та часть безработных, которая столкнулась с отсутствием вакансий в первые месяцы действия ограничительных мер, пока оставила попытки поиска рабочего места или перешла в число длительно безработных. В пользу довода о сохраняющихся сложностях на рынке труда и отсутствии достаточного количества вакансий свидетельствует постепенное и неуклонное снижение доли работающих по найму с апреля по июль (за время проведения телефонных опросов), а также сохраняющаяся высокая доля предпринимателей и самозанятых, которые так и не смогли восстановить бизнес к середине лета.

Вопрос задавался неработающим.

Материальное положение и финансовое поведение пострадавших от пандемии

На основе результатов опроса мы выделили группу «пострадавшие из-за пандемии» (17% от всех респондентов). В нее вошли те, кто сообщил о полной или частичной потере трудовых доходов из-за пандемии (15% от всех опрошенных) или об увольнении по той же причине (2%).

Среди пострадавших от пандемии больше, чем в среднем по выборке, людей 18–30 лет (27% против 21%) и 31–45 лет (44% против 28%), жителей городов-миллионников, без учета Москвы (19% против 13%), проживающих в семье из трех или четырех человек (52% против 40%), работающих на частных предприятиях (58% против 26%).

Пострадавшие из-за пандемии в полтора раза чаще, чем остальные респонденты, жаловались на ухудшение материального положения (60% среди выделенной группы и 39% среди всех опрошенных). Имеющих сбережения среди них несколько меньше, чем среди всех респондентов: 28 и 34% соответственно.

Потребительские настроения пострадавших от пандемии заметно хуже, чем в среднем по населению. Индекс потребительских настроений на 12 пунктов ниже (72 пункта). Наибольший разрыв – в индексах изменения личного материального положения за последний год (47 пунктов, разница – 24 пункта) и оценки перспектив развития страны в ближайший год (69 пунктов, разница – 17 пунктов). При этом ожидания изменения личного материального положения в ближайший год лишь немногим хуже средних показателей по населению.

Экономическое поведение пострадавших от пандемии также отличается от поведения населения в целом. Они заметно чаще, чем все опрошенные, сообщали о поиске работы в прошедшем месяце (28% против 17%), что естественно, так как выделенная группа состоит целиком из работающих и потерявших работу. Пострадавшим от пандемии пришлось также заметнее, чем остальным, усилить экономию и тратить сбережения.

Ситуация осложняется тем, что у 54% входящих в эту группу есть невыплаченные кредиты (на 12 п. п. больше, чем по всем опрошенным), и из-за потери доходов они гораздо чаще испытывают проблемы с выплатами. При этом в случае нехватки доходов на кредитные платежи каждому шестому из пострадавших от пандемии приходится брать в долг у знакомых и родственников (среди всех опрошенных – только каждому 10-му). Остальные же способы покрытия недостающих средств они используют лишь незначительно чаще, чем средний россиянин.

Если говорить о заимствованиях в мае – июле, то кредиты брали 22% пострадавших от пандемии (среди всего населения – 17%), а в долг у знакомых – 29% (по населению – 19%).

Материальное положение пострадавших из-за пандемии

Потребительские настроения пострадавших из-за пандемии

Экономическое поведение пострадавших из-за пандемии

Наличие кредитов и кредитное поведение пострадавших из-за пандемии

Вопрос задавался выплачивающим кредит или заём.

Вопрос задавался выплачивающим кредит или заем, сталкивавшимся за последние полгода с ситуацией, когда доходов не хватало на регулярные платежи по кредитам (займам).

________________

Источник данных:

90-я волна опроса «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Стандартизированный опрос населения 18+ (метод интервью по месту жительства в режиме face-to-face). В опросе участвовали 2014 респондентов из 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.

В группу «пострадавшие от пандемии» вошли респонденты, которые при ответе на вопрос «Скажите, эпидемия коронавируса как-либо повлияла или никак не повлияла на ваши доходы от работы? И если повлияла, то как сейчас обстоят дела с вашей зарплатой?» выбрали ответ «Мне полностью перестали платить зарплату» или «Мне платят меньше, чем до эпидемии» или при ответе на вопрос «Скажите, пожалуйста, вы потеряли работу из-за эпидемии коронавируса или не работаете по каким-то другим причинам? Или вы никогда не работали?» выбрали ответ«Из-за эпидемии».

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ