• к-Обзоры
  • 13.10.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 55

Почему малый бизнес не рассчитывает на помощь государства, к чему приводит алармизм и насколько тяжело для заемщиков кредитное бремя

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 55

Малый бизнес не надеется на помощь государства

Государство никогда серьезно и системно не пыталось помогать малому бизнесу, ограничиваясь в лучшем случае провозглашением намерения «не кошмарить». Это достаточно распространенная точка зрения среди предпринимателей, поэтому вопрос, почему в условиях объективного стихийного бедствия государство не оказало им ту помощь, на которую они рассчитывали, был воспринят ими как риторический. Он был задан более чем 100 участникам исследования «Краш-тест малого бизнеса», и по результатам ответов было выделено несколько гипотез. Одно из убеждений предпринимателей заключается в том, что органы государственного управления смотрят в основном в сторону системообразующих предприятий, крупных налогоплательщиков, а малый бизнес «для них – мелкие пешки». Некоторые сетуют на отсутствие в России культуры малого предпринимательства и взаимодействия с ним, и это только подпитывает частое мнение, что все бизнесмены – жулики. Еще одна проблема – в слишком большой дистанции между государством и малым бизнесом, а «сытый голодного не разумеет». «Они – на другой планете, далеко, мы, похоже, на разных совсем языках разговариваем. Или просто они не хотят этого видеть, надеются, может, все рассосется само собой каким-то образом», – говорит арендодатель офисных помещений из Йошкар-Олы. Собрав ответы информантов, авторы исследования подытожили фразой одного из них. Гипотез много, но результат один: «XXI век… весь мир надеется на государство, а в России как надеялись на Господа Бога, так и надеются».

Статья о фундаментальных проблемах в отношениях государства и бизнеса

Более 40% заемщиков испытывали трудности с выплатой кредитов

До четверти дохода тратят на кредитные платежи 47% заемщиков, что примерно соответствует предыдущему, допандемическому, замеру в феврале и несколько ниже значения годичной давности (52%). Таковы результаты опроса ФОМ. От четверти до половины доходов уходит на выплату кредитов у 29% должников (этот показатель существенно не изменился). Более половины доходов тратят 17% заемщиков, что несколько выше, чем год назад (13%). Такие изменения могут свидетельствовать о некотором росте тяжести кредитного бремени за прошедший год. Однако то, что они находятся на грани статистической погрешности, по мнению аналитиков компании, означает, что сопровождавшее пандемию снижение доходов пока не привело к серьезному ухудшению ситуации.

Наиболее затратной, как и следовало ожидать, является выплата самых больших по сумме кредитов, ипотечных: 30% от имеющих ипотеку тратят на платежи более половины дохода. На втором месте по финансовой нагрузке – оплата кредитов семьями, в которых у кого-то есть задолженность по кредитной карте, среди них 28% тратят более половины доходов по всем семейным кредитным выплатам. Именно данная категория плательщиков – самая уязвимая. В менее сложной ситуации оказываются плательщики потребительских кредитов. Среди них у 15% на выплаты уходит более половины дохода, еще у 25% – от четверти до половины.

Не сталкивались с проблемами выплаты кредитов, по их словам, 56% заемщиков. Каждый четвертый (25%) испытывал трудности один-два раза. Только каждый шестой заемщик (18%), судя по всему, постоянно сталкивается с такими трудностями (три раза и чаще за последние полгода). Эти пропорции существенно не меняются с лета прошлого года.

Анализ данных о кредитной нагрузке на семейные доходы до начала пандемии и в августе

Сделали ставку на алармизм и проиграли

Многие эксперты и представители власти пытались в начале пандемии напугать людей. Зачем и к чему это привело, объясняет психолог, профессор РАН, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Тимофей Нестик. Он напоминает, что общество вошло в пандемию с многолетним опытом алармизма в отношении изменения климата. Даже в феврале, когда уже было известно о коронавирусе, в СМИ активно обсуждалась тема климатической катастрофы. Эксперты и СМИ старались достучаться до скептиков и равнодушных, громче бить в набат, пугали заголовками типа «Ученые предрекли климатическую катастрофу» или «Придет убийственная жара». Экологическая катастрофа действительно происходит, говорит психолог, но даже если напугать людей, они не станут думать о долгосрочных последствиях, наоборот, горизонт планирования станет еще короче. Ставка на алармизм сыграла с нами злую шутку в период пандемии. По мнению Тимофея Нестика, многим экспертам, представителям власти казалось, что очень важно напугать людей, в частности, чтобы легитимировать жесткие меры. Уже к марту каждый третий заголовок в СМИ был о рисках пандемии. «Получилось так же, как и с информационной кампанией по поводу изменения климата: когда у людей возникает тревога, но они не видят возможности повлиять на ситуацию, испытывают чувство беспомощности, у них возникает когнитивный диссонанс, противоречие, которое разрешается через преуменьшение риска и его последствий. И вместо соблюдения санитарно-эпидемиологических требований мы получаем обратный эффект, ковид-диссидентство», – объясняет профессор РАН.

Интервью с Тимофеем Нестиком о причинах расцвета конспирологических теорий и об ошибках кампании по информированию населения

От нескучной истории литературы до полезных советов по обустройству дома

Пандемия сопровождается ростом популярности видеолекций самой разной тематики. Специалисты по русской словесности рассказывают истории из жизни литературных классиков и о том, как общество воспринимало их произведения. Семейные психологи – о пользе домашних животных и о том, как людям изначально пришло в голову заводить питомцев. А люди с большим опытом дистанционной работы дают советы, как комфортно устроиться на «удаленке». Например, если в квартире один стол на все случаи жизни, эксперты рекомендуют разделить все процессы, в которых необходим этот предмет мебели. В рабочее время – держать на нем ноутбук и все необходимое для выполнения задач. А в обеденный перерыв – все убрать, а сам стол передвинуть в другую часть комнаты. Это, по мнению бывалых, означает «трансформацию» стола и переключение с работы на отдых, а умение провести четкую границу между трудовой деятельностью и личной жизнью – важнейший навык «удаленщика».

Дайджест о видеолекциях времен пандемии

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ