• к-Обзоры
  • 17.11.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 65

Ковид-диссиденты по-прежнему не боятся коронавируса, малый бизнес готовится выживать, а учеба в Zoom доводит студентов до стресса

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 65

Ковид-диссиденты и коронаскептики верны своим убеждениям

Более 70% ковид-диссидентов изначально не верили в реальность заболевания, четверть приобрели диссидентские взгляды по ходу эпидемии. Таковы результаты октябрьского опроса ФОМ. По сравнению с июльским опросом, доля «убежденных» диссидентов выросла на 18 п. п. При этом доля тех, кто сообщил, что перешел в категорию ковид-диссидентов уже по мере развития эпидемии, напротив, снизилась (на 11 п. п., с 36 до 25%). Аналитики компании предполагают, что чем больше времени проходило с условного начала эпидемии, тем больше такие люди укреплялись в своих диссидентских взглядах – и теперь считают, что разделяли подобную позицию изначально. Те немногие из диссидентов, кто раньше верил в существование коронавируса, могли изменить свое мнение по разным причинам, но чаще всего в качестве аргумента они приводили тот факт, что никто в их окружении не заболел либо им известно о постановке ложного диагноза. Как и в случае с ковид-диссидентами, среди коронаскептиков большинство не склонны менять свои взгляды. Так, три четверти считающих, что ковид не страшнее гриппа, всегда придерживались этой точки зрения, изменила свое мнение об опасности болезни – четверть.

Статья об изменении восприятия опасности коронавируса в период второй волны

Игра на выживание для малого бизнеса

Кризис заставил многих предпринимателей задуматься, стоит ли им продолжать заниматься бизнесом. К такому выводу пришли авторы исследования «Краш-тест малого бизнеса», в ходе которого они опросили более 100 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Они обобщили рассуждения информантов, которые свелись к тому, что в бизнесе нужно уметь выживать, а заниматься им могут далеко не все: для этого нужно иметь подходящий характер и устройство личности – быть сильным. Предприниматели также говорили об активности, готовности много работать и быстро реагировать, чтобы преодолеть кризис и восстановить дело в посткризисный период. Те же, кто был не готов к быстрой адаптации и бездействовал в ожидании снятия запретов, скорее всего, по мнению информантов, оказались в очень сложном положении. Вместе с тем большинство участников исследования прогнозировали дальнейшее ухудшение условий для развития малого и среднего бизнеса вне зависимости от того, как будет разворачиваться ситуация с коронавирусом. «Малый и средний бизнес в России убивается, убивается, убивается, не дают нам передых. Есть ли смысл дальше заниматься бизнесом – для меня это вообще большой вопрос. Бизнес живет только в том случае хорошо, если ты чиновник и в какой-то госкорпорации там как-то «тендерят». А когда ты на вольных хлебах, выживать очень тяжело», – говорит представитель сети кафе-пекарен из Казани.

Обзор мнений предпринимателей о своем бизнесе и его будущем

«Дистанционка» вызывает у студентов чувство одиночества и стресс

Студентам тяжело дается учеба в Zoom из-за отсутствия навыка самопрезентации. Об этом рассказывает директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (СПб) Елена Омельченко. По ее словам, одно дело, когда учащийся находится в группе: чувствует поддержку, расслабляется на перемене, и другое – когда он общается в онлайне: нужно иначе выстраивать коммуникацию. Далеко не все студенты к такому готовы, некоторые просят преподавателей разрешить им отвечать письменно. Эксперт поясняет, что для молодежи невербальное, телесное ощущение включенности, принадлежности невероятно ценно. Если этого нет, может появиться ощущение одиночества. Конечно, можно писать в чате: «Катя, ты молодец», но это не заменит реального общения. Неслучайно в «Вышке» увеличились запросы на психологическую помощь. Студенты чувствуют уязвимость, риски, снижение мотивации и не всегда способны с этим справиться. «Мы будто попали в новое измерение, где телесная включенность отсутствует. В этом смысле невероятно важны инициация, подтверждение нужности, переживание групповой идентичности – и неважно, говорим мы о студенческой группе, субкультуре или компании друзей. Без привычного окружения и связей человек ощущает пустоту, которую нечем заполнить», – говорит Елена Омельченко.

Интервью с директором Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (СПб) о студенчестве в самоизоляции

Пандемия осложняет развитие детей

В самоизоляции дети начали забывать слова и арифметику. Об этом говорят специалисты британского Управления по контролю за стандартами в сфере образования. Причина очевидна: дети перестали общаться с учителями и сверстниками из-за коронавируса. Сложнее всего пришлось малышам, которые только начали осваивать базовые знания и навыки и у которых оба родителя работают и не могут уделять время их развитию. Многие забыли уже выученные слова и правила счета, утратили навык использования столовых приборов. Старшим детям стало сложно концентрироваться, у них ухудшилась физическая форма и появились проблемы с математикой и грамотностью. Эти последствия пандемии были выявлены в сентябре, когда дети снова пошли в школу после весеннего локдауна и летних каникул. На хорошем уровне остались показатели только тех детей, которым родители уделяли достаточно времени.

Дайджест о влиянии пандемии на детей

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение