О финансовом положении пострадавших от пандемии работников в ноябре, бизнесменах, которые не могут без риска, и грядущем праздновании Нового года
Доля работающих по найму, потерявших доходы полностью или частично, уменьшилась с 15% в августе до 12% в сентябре – ноябре. Доля потерявших работу из-за пандемии на протяжении последних четырех месяцев остается на уровне 2%. Суммарно эти группы в ноябре составили 15% от населения. Таковы результаты опроса ФОМ. По словам специалистов компании, к октябрю материальное положение пострадавших от пандемии работников, как и населения страны в целом, несколько улучшилось, однако в ноябре тенденция изменилась на противоположную. Эта группа переживает финансовые трудности острее, чем остальные россияне.
В стратегиях адаптации к экономической ситуации работников, пострадавших от пандемии, с августа происходили заметные изменения. Следствием ухудшения материального положения в последний месяц стал рост доли начавших обращаться за кредитами (с 7% в октябре до 10% в ноябре). Эксперты предполагают, что у этих людей больше нет возможности брать в долг у родственников и знакомых: доля прибегавших к этой стратегии в октябре – ноябре составляла 8%, что ощутимо ниже сентябрьского показателя в 14%. Вместе с тем вновь выросла доля начавших искать дополнительный источник дохода: с 24% в октябре до 30% в ноябре.
Анализ изменения настроения и финансового поведения работающих по найму в ноябре
Кто те представители малого и среднего бизнеса, которые сумели в кризис подхватить очередной успешный тренд и запустить конвейер? Авторы исследования «Краш-тест малого бизнеса», опросившие более 100 предпринимателей из 22 регионов, называют таких предпринимателей героями конъюнктуры и приводят общие для всех них черты. По словам экспертов, бизнес для таких людей – это скорее «делание», нежели конкретное дело или предприятие. Их риски – не в идее, а в процессе, не в голове, а на производстве. Они не прикипают душой к каждому своему начинанию, что совершенно не мешает им создавать уникальный и востребованный здесь и сейчас продукт. Часто предприниматели такого типа не придумывают чего-то нового, но хорошо улавливают только формирующиеся рыночные тренды, понимают, какой бизнес будет на волне в ближайшие годы. Они запускают дело, меняют, модернизируют его в зависимости от изменившихся условий. А потом оставляют, переходя в другой.
Как отмечают специалисты, в кризис такие предприниматели довольно быстро начинают ориентироваться в происходящем. Практически молниеносно делают анализ ситуации, вырабатывают план действий. Кризис они воспринимают как вызов. Главная цель анализа ситуации – найти пути для зарабатывания еще больших денег. Им совершенно не свойственно ждать – только действовать. «Кризис, в том числе ситуация с COVID-19, не является для таких предпринимателей патовой ситуацией. Это в большей степени возможность увидеть то, что не видят другие, успеть ухватить новый тренд, новое движение, встать на чье-то освободившееся место. Кризис для них – это точка роста», – говорят авторы исследования «Краш-тест малого бизнеса».
Московские салоны красоты в среднем недосчитались в этом году 30% выручки. Причина – отсутствие гостей. Об этом говорит генеральный управляющий сети маникюрных салонов «Пальчики» Антон Дерконос. Имея большой опыт работы во время финансовых кризисов, в первую очередь он сократил все возможные расходы, что во многом помогло компании удержаться на плаву. Например, приостановил деятельность собственного учебного центра для мастеров. Но обучение продолжилось в онлайне. По словам Антона Дерконоса, это оказалось менее затратно и более безопасно в условиях пандемии. При этом инвестиция в долгосрочное развитие компании сохранилась. Также компания отказалась от центрального офиса – сотрудники перешли на работу из дома или «в поля», то есть стали работать в салонах с соблюдением необходимых мер безопасности. Еще одной антикризисной мерой стало сокращение персонала бэк-офиса более чем наполовину. При этом моральной поддержке сотрудников оказывалось особое внимание. Были созданы общие чаты, в которых руководитель ежедневно общался со своей командой, мотивировал ее. Проводились и психологические тренинги. Для поддержания вовлеченности члены управляющей команды каждый день проводили интервью с интересными людьми и делились результатами. Это во многом помогло сотрудникам не пасть духом. Руководитель чувствовал ответственность и за финансовое положение работников. Он старался найти индивидуальный подход к каждому из них, поскольку многие оказались в форс-мажорных обстоятельствах и нуждались в финансовой поддержке. «Самое главное – не оставлять человека с проблемой один на один. Столкнулись с этой бедой все, поэтому приходилось участвовать в решении проблем каждого сотрудника. Кому-то пришлось помогать дополнительно, выдавать субсидии из личных средств», – говорит Антон Дерконос.
Рассказ управляющего сети маникюрных салонов о способах поддержки бизнеса
В Москве отменили главную детскую елку страны – Кремлевскую. В этом году знаменитое шоу пройдет в формате телеспектакля – артисты активно репетируют и готовятся к съемкам. Другие елки, утренники и массовые мероприятия также отменены почти везде. Актеры, традиционно играющие Дедов Морозов, ищут способы не остаться без сезонного заработка. Одни позаботились о том, чтобы получить справки о наличии антител к коронавирусу, другие осваивают онлайн-поздравления. Фабрики елочных игрушек тоже стараются адаптироваться к текущей ситуации. В продаже появляются антиковидные праздничные украшения, например дед-мороз в маске. А в Красноярске выпускают лимитированную – всего 500 штук – расписанную вручную коллекцию шариков с коронавирусным сюжетом.
Дайджест о том, какими будут елки, корпоративы и сам Новый год
Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.