• к-Обзоры
  • 18.12.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 74

Об опасениях людей потерять работу, обсуждении социальной дистанции в соцсетях, перспективах фитнес-студий и тренде на растениеводство

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 74

Россияне боятся остаться без работы так же сильно, как в начале пандемии

Работающие по найму, предприниматели и самозанятые больше всего опасались потери работы и закрытия предприятий в апреле – в ходе соответствующего опроса ФОМ в этом признались 56% из них. Аналитики компании отмечают, что к лету это значение снизилось и оставалось примерно на одном уровне до сентября. Однако вторая волна пандемии негативно повлияла на настроения работающих. Доля опасавшихся лишиться рабочего места из-за пандемии резко выросла в октябре до апрельского уровня и к ноябрю почти не изменилась (55%, что на 7 п. п. выше, чем в сентябре). Риск закрытия предприятия как высокий оценили 15% работающих, что на 4 п. п. меньше, чем в апреле. Еще 32% оценили риск как небольшой, что на 5 п. п. больше, чем в начале пандемии. Доля столкнувшихся с сокращением заработной платы значимо не изменилась (16%). При этом доля еще не потерявших в трудовых доходах, но опасающихся этого, в ноябре составила 36%, что чуть больше, чем в начале пандемии.

Аналитики сообщают, что больше других социально-демографических групп в ноябре опасались потерять работу наименее обеспеченные работники (66%), жители городов с населением от 250 тыс. до 1 млн человек (60%) и работающие на частных предприятиях (59%). Меньше всего – москвичи и работники государственного сектора (по 47% в каждой из групп), лица старше 60 лет (42%) и материально обеспеченные респонденты (36%).

Анализ изменения доли боящихся потерять работу и трудовые доходы

Призыв соблюдать – основной посыл постов про социальную дистанцию

Аналитики ФОМ при помощи системы мониторинга Brand Analytics выявили наиболее популярные посты о социальной дистанции. Вообще писать о ней в соцсетях начали еще в конце января 2020 года, но тогда этой теме уделялось мало внимания. А вот с начала марта ее стали обсуждали куда активнее. Пик пришелся на 31 марта – тогда в соцсетях появилось более 44 тысяч постов с упоминанием социальной дистанции и коронавируса. Затем ежедневное количество таких сообщений шло на спад (от 2 тысяч до 5 тысяч в день), а в октябре и ноябре интерес к этой теме вновь стал расти (до 10 тысяч постов в день). Увеличение количества соответствующих постов в марте и октябре эксперты объясняют началом первой и второй волн пандемии.

Подробно проанализировав период с 24 октября по 23 ноября, они выделили наиболее популярные посты про социальную дистанцию. Среди них оказались сообщение об эпидемиологической и экономической обстановке в Чеченской Республике, в том числе об усилении контроля за соблюдением масочного режима и социальной дистанции; пост-рассказ о карантине по-американски с упоминанием о том, что в США в магазинах работают люди, которые контролируют соблюдение социальной дистанции, а также пост популярного блогера из Женевы с призывом к своим подписчикам соблюдать масочный режим и социальную дистанцию вне зависимости от того, в какой стране они находятся.

Аналитическая заметка о популярных постах про социальную дистанцию

Выжившие фитнес-центры ждет рост

Пандемия застала команду сайкл-студии Rock the Cycle врасплох, но она за один вечер полностью перестроила работу. Основатель студии Олег Рудаков говорит, что его компании пришлось труднее, чем обычным фитнес-клубам. После введения ограничений большинство из них стали адаптировать услуги к онлайн-формату, развивать сервисы онлайн-тренировок, но если гантели и коврики, необходимые, например, для йоги легко купить в любом магазине, то с велотренажерами ситуация сложнее. Оборудование для сайкла дорогое, и не каждый может себе его позволить. Команда Rock the Cycle быстро сориентировалась и уже на следующий день начала сдавать велотренажеры в аренду. Вместе с байками клиенты получили обувь для сайкла, датчики пульса и гантели. По словам руководителя, спрос был такой, что им даже пришлось брать велосипеды в субаренду у коллег, чтобы удовлетворить запросы клиентов. Следом компания запустила Zoom-тренировки и даже собственную стриминговую платформу.

После снятия запрета на работу фитнес-центров Rock the Cycle отменила онлайн-тренировки, поскольку они были дешевле традиционных. Но вернуться к прежним финансовым показателям не удалось. Олег Рудаков отмечает, что это характерно для всей фитнес-индустрии, поскольку выручка компаний снижается из-за увеличения расходов, связанных с соблюдением требований безопасности. Но есть и положительные стороны. Руководитель Rock the Cycle говорит, что на рынке остались только сильные игроки и, как только история с пандемией начнет ослабевать, выжившие компании ждет хороший рост.

Рассказ основателя сайкл-студии о том, как компания воспользовалась периодом ограничений, чтобы обновиться

Люди скупают растения, чтобы проверить, готовы ли они завести животное

Во время самоизоляции выросла продажа комнатных растений. Согласно опросу SWNS, 75% людей в возрасте от 25 до 39 лет приобретали зелень, чтобы узнать, достаточно ли они ответственны, чтобы завести животное. 67% респондентов признались, что ухаживать за цветами оказалось сложнее, чем они ожидали. Психолог Алина Аккиева считает: в том, что люди вдруг начали озеленять свое жилье, нет ничего удивительного. «Думаю, страх остаться запертым надолго в четырех стенах провоцирует желание создать условия, хотя бы отдаленно напоминающие естественные, – обставить квартиру живыми растениями. Это также вполне вписывается в современную моду на все зеленое и эко. Люди понимают, что будут проводить много времени дома, поэтому создают такой своеобразный домашний уют. Плюс можно заниматься на досуге пересадкой растений из горшка в горшок, копаться в земле, то есть заниматься ручным трудом, который отвлекает от всеобщей паники и снижает уровень стресса», – считает психолог.

Дайджест о том, почему стало модно выращивать цветы

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 Фонд Общественное Мнение