• к-Темы
  • 30.08.21

Соучредитель сети «Люкс Оптика»: «Для тех, кто не сдается, всегда открываются новые возможности»

Лилия Егорова – об адаптации компании в пандемию, отношениях с сотрудниками и новых бизнес-процессах

qr-code
Соучредитель сети «Люкс Оптика»: «Для тех, кто не сдается, всегда открываются новые возможности»

«Люкс Оптика» – первая частная сеть салонов оптики в Чувашии, работающая с 1997 года. Сеть включает 15 магазинов. Также у компании есть интернет-магазин. В штате – около 200 человек.

Закрытие салонов

В целях предотвращения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции на территории Чувашской Республики работа салонов оптики и других объектов розничной торговли, за исключением аптечных и продуктовых, была приостановлена с 28 марта 2020 года.

Ограничительные меры, введенные весной 2020 года, стали проверкой на прочность для многих сфер, и рынок оптики не был исключением. Очки и контактные линзы не попали в список товаров, продажа которых в период самоизоляции разрешалась без ограничений. Это стало причиной массового закрытия салонов оптики по всей России.

Лилия Егорова – соучредитель сети магазинов «Люкс Оптика» в Чувашской Республике и компании «Копорский Иван-Чай» в Ленинградской области, учредитель и владелец салона-магазина «Камины 21» в Чебоксарах.

«У меня три направления в бизнесе, и вначале было непонятно, что спасать в первую очередь. Никакой помощи от государства в тот момент не было, все были в панике. Я говорю так, как я это чувствовала».

В этом материале мы рассказываем о том, как в пандемию изменилась работа сети салонов «Люкс Оптика». А об адаптации компании по производству и продаже иван-чая читайте в нашем следующем сюжете.

П­риостановка работы салонов на месяц повлекла значительные финансовые потери для компании. Но ситуация не была критической, в отличие от других фирм, руководители которых, по словам Лилии Егоровой, были вынуждены продавать личные автомобили, чтобы выплатить зарплаты сотрудникам.

«Мы месяц просидели закрытыми полностью – ничего не могли делать. Это потери на десятки миллионов рублей, и в тот момент мы сильно растерялись».

Согласно результатам мониторинга розничных продаж, проведенного аналитической компанией GfK, за семь первых месяцев 2020 года спрос на очки сократился практически на треть – как в количественном, так и в денежном выражении. Самоизоляция потребителей и закрытие магазинов ударили по сектору оптики сильнее, чем по многим другим секторам непродовольственных товаров.

Специфика работы салонов оптики не позволяет полностью компенсировать закрытие точек продаж за счет развития интернет-магазина. Конечно, часть услуг может быть оказана через интернет. Например, контактные линзы можно заказать и онлайн. Но приобрести очки удаленно очень сложно: ведь нужно провести точную диагностику зрения, правильно подобрать оправу, что можно сделать только в салонах. На период ограничений «Люкс Оптика» была вынуждена выбрать выжидательную стратегию и планировать рестарт после снятия ограничений.

«Люди хотят купить очки, линзы. Это важно, ведь если человек потерял очки, он плохо видит. Но подобрать очки – это не заказать еду навынос, покупатель должен прийти в магазин, а прийти он не мог».

1/3

От паники к взаимопомощи: как менялись настроения сотрудников в первый год пандемии

«Люкс Оптика» – достаточно крупная компания: в ней работают около 200 человек. По словам Лилии Егоровой, в первые недели пандемии в коллективе преобладали панические настроения. Сотрудники не понимали, как будет развиваться ситуация, а руководителям в условиях удаленки было сложно их успокоить.

«У людей не было дохода – в коллективе началась настоящая паника. А встречаться было нельзя, поэтому руководство не могло собрать всех и сказать: «Не беспокойтесь, мы все сделаем, предпримем то-то».

Однако в период ограничений компании все же удалось полностью сохранить штат и наладить коммуникацию с сотрудниками. Справиться с ситуацией помогли в том числе выплаты от государства. «Люкс Оптика» смогла получить субсидии на сохранение занятости и оплаты труда работников, что значительно снизило уровень стресса в коллективе.

«Мы выплатили всем минимальные зарплаты. Хоть это и немного, но это позволило успокоить сотрудников, оказалось спасительной соломинкой».

Лилия Егорова отмечает, что, несмотря на непредсказуемость ситуации, в пандемию коллектив стал больше поддерживать руководителя, помогать ему справляться с трудностями. Стало больше взаимопомощи, доверия. Руководителю теперь не приходится жестко контролировать работу команды, поскольку сотрудники чувствуют себя более ответственными за результаты компании.

«Пандемия, как лакмусовая бумажка, показала, кто наш, а кто не наш. Сотрудники стали более ответственными: стали понимать, что должны делать свою работу, независимо от того, наблюдает за ними руководитель или нет».

1/4

Изменение бизнес-процессов

Пандемия сильно отразилась на внутренних бизнес-процессах компании. Руководителю сети салонов оптики пришлось задуматься об экономии и оптимизации работ.

«Если до этого момента мы не сильно задумывались об экономии, то сейчас стали. Мы не уволили ни одного человека. Но почти все бизнес-процессы пересмотрели».

В кризис достаточно сложно прогнозировать, как будет развиваться ситуация на рынке и как это отразится на финансовых показателях компании. Однако это не повод останавливаться и не развиваться дальше. Как отмечает Лилия Егорова, пандемия стимулировала ускорение и цифровизацию бизнес-процессов, что потребовало от сети «Люкс Оптика» дополнительных инвестиций и перехода на новую модель управления.

«Мы сейчас вкладываем в компанию больше, чем когда-либо. Но эти вложения связаны с тем, что мы все систематизируем и компьютеризируем».

По словам Лилии Егоровой, за первые месяцы пандемии сотрудники компании поняли, что для адаптации к новой реальности навыки работы с компьютером критически необходимы. Компания заменила все компьютеры на более мощные и установила на них программы, облегчающие систему учета и обработки данных. Компьютеризация также позволила изменить отношение к режиму работы: теперь сотрудникам необязательно с восьми до восьми быть в офисе – часть задач можно выполнять и удаленно.

«Сейчас мы уходим от старых моделей управления. А новые модели требуют новых инструментов. Компьютеры заняли больше места в нашей жизни. Те, кто отказывался до этого момента осваивать компьютер, поняли, что для продолжения работы это необходимо».

Подробнее о том, какие еще тенденции в бизнес-среде возникли или ускорились в связи с пандемией, читайте в материалах «Тренды пандемии, часть 1. Новые реалии российских компаний» и «Тренды пандемии, часть 2. Что изменилось в разных сферах бизнеса?».

Лилия Егорова, как и другие герои наших интервью, считает, что для успешной адаптации к новым условиям компаниям необходимо развивать интернет-ресурсы, в том числе стратегию продвижения в социальных сетях. К примеру, до пандемии развитием страницы компании в Instagram занимался один человек, и казалось, что этого достаточно. Но сейчас руководство сети пришло к выводу, что Instagram может стать эффективным способом взаимодействия с потребителями. Для этого компании необходимо собрать команду, которая будет заниматься развитием и продвижением Instagram-страницы, поскольку один сотрудник не справится.

«Любая крупная фирма не обходится без странички в Instagram, но у нас она была скорее номинальной. А теперь мы задумались о том, чтобы она не просто была, но и работала. Пришлось смириться с тем, что теперь я вкладываю в Instagram в 10 раз больше ресурсов, чем раньше».

По словам Лилии Егоровой, к лету 2021 года в компании уже заметили положительные результаты от изменения бизнес-процессов: появились новые клиенты, повысилась мотивация сотрудников.

«Можно сказать, что в нашем огромном корабле мы меняем все детали. Все тянется одно за другим – мелочей не бывает. Сейчас мы понимаем, что правильно сделали, что рискнули. Произошли перемены в компании – появились и новые клиенты».

Главное – не сдаваться

Подводя итоги первого пандемийного года, Лилия Егорова отмечает, что за это время компании «Люкс Оптика» удалось полностью восстановиться.

«Мы пришли в себя. Хотя и не решили всех проблем за счет государственной поддержки, но благодаря тому, что мы мощное предприятие, вернулись на позиции, которые занимали до пандемии».

За 24 года работы сеть салонов «Люкс Оптика» пережила несколько кризисов, самым тяжелым из которых был кризис 1998 года. По словам Лилии Егоровой, это научило компанию не останавливаться несмотря ни на что и помогло найти способы продолжить работу в пандемию.

«У нас солидное предприятие, которое пережило не один кризис. Самым страшным был 1998 год – мы тогда приняли боевое крещение. Но тот кризис научил не сдаваться. Для тех, кто не сдается и идет дальше, всегда открываются новые ресурсы и возможности – это мой бесценный опыт, проверенный временем и несколькими кризисами».

Комментарий исследователя

Сеть салонов «Люкс Оптика» успешно справилась с адаптацией к пандемической реальности. Компания за год смогла полностью оправиться от последствий приостановки работы в период ограничений. Руководитель сети считает, что в первую очередь этому способствовали размер компании, многолетний опыт работы и сплоченная команда. Также свою роль сыграли субсидии от государства и то, что салоны оптики попали в первую волну снятия ограничений. 

О том, как пандемия повлияла на другие компании розничной торговли, читайте в интервью с Верой Боярковой, антикризисным директором Leroy Merlin, Ильей Слеповым, руководителем сети спортивных магазинов «Лаборатория бега RunLab», и Ириной Стройновой, руководителем сети ювелирных магазинов.

Юлия Кот, дата интервью 24.06.2021

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ