• к-Темы
  • 22.09.21

Совладелица компании «Копорский Иван-Чай»: «В пандемию люди стали больше задумываться о здоровье»

Лилия Егорова – о выживании при отсутствии выручки и тренде на экологичность

qr-code
Совладелица компании «Копорский Иван-Чай»: «В пандемию люди стали больше задумываться о здоровье»

«Копорский Иван-Чай» – компания по производству и продаже иван-чая. Он выращивается на собственном поле компании, расположенном в Копорском сельском поселении (Ленинградская область) и собирается вручную.

Сооснователи компании – Лилия Егорова и Махмаюнус Каримов.

Копорье считается родиной ферментированного иван-чая, который когда-то поставлялся в Европу. Первая фабрика открылась в Копорье еще в XIX веке, но после 1917 года производство прекратилось.

Развитие компании до пандемии

История компании «Копорский Иван-Чай» началась в 2014 году, когда предприниматели Лилия Егорова и Махмаюнус Каримов решили возродить производство исконно русского напитка в селе Копорье под Санкт-Петербургом.

«Идея о том, что мы хотим делать напиток из иван-чая, посетила нас одновременно. Не знаю, как это получается, но так бывает, что у нескольких людей в одно и то же время возникает одна и та же идея. Махмаюнус предложил возродить производство легендарного копорского чая, и я его поддержала».

1/2

Чтобы узнать больше об этой сфере, сооснователи компании поехали на выставку в Москву, где познакомились с крупными производителями, которые запустили бизнес на несколько лет раньше. Лилия Егорова отмечает, что рынок иван-чая только начинает развиваться и на нем еще нет жесткой конкуренции: компании готовы помогать друг другу для развития общего дела. В результате несколько производителей, объединившись, приобрели оборудование для общего пользования. И молодой компании это помогло начать свое производство.

«Мы тогда делали гранулированный чай, а другие компании делали листовой. Мы пообщались с их представителями, они нас приняли как родных, поделились основами технологии и предложили совместно купить оборудование в Китае. Технологии производства чая из листа камелии известны уже давно, но производство чая из листа кипрея имеет свои тонкости. Поэтому Махмаюнус Каримов доработал общеизвестные этапы технологии с учетом особенностей листа кипрея».

Лилия Егорова – соучредитель компании «Копорский Иван-Чай» в Ленинградской области и сети магазинов «Люкс-Оптика» в Чувашской Республике, учредитель и владелец салона-магазина «Камины 21» в Чебоксарах. В этом материале мы рассказываем об адаптации компании по производству иван-чая. А о том, как в пандемию изменилась работа сети салонов «Люкс-Оптика», читайте в нашем прошлом материале.

Сначала руководители компании «Копорский Иван-Чай» не планировали выходить на зарубежные рынки: они сделали акцент на импортозамещении и стали продавать продукцию в музеях, ресторанах и экомагазинах Ленинградской области, а также презентовать напиток на выставках и фестивалях в разных городах России.

«Первый год мы просто делали чай для своих друзей и знакомых, он всем нравился. И поскольку у меня уже был опыт в бизнесе, я понимала, куда нужно двигаться. Тогда, шесть лет назад, было модно говорить об импортозамещении».

На фоне пандемии и действовавших в связи с ней ограничительных мер вопрос импортозамещения чая в России приобрел особую актуальность. Закрытие границ подчеркнуло важность развития местного производства. По данным ассоциации компаний розничной торговли, доля отечественных производителей чая в ассортименте торговых сетей в России составляет всего 3,3%.

Кроме этого, руководители компании прошли обучение в бизнес-акселерации при Торгово-промышленной палате Ленинградской области и приняли участие в программе German Business, разработанной специально для малого и среднего бизнеса Ленинградской области. Новые знания и знакомства позволили руководству компании задуматься о выходе на зарубежные рынки.

«Когда мы были совсем молодыми и только-только вставали на ноги, нас заметили в Центре поддержки экспорта Ленинградской области и предложили бесплатно учиться при Торгово-промышленной палате Ленобласти. Мы пошли учиться, там обзавелись знакомствами и поняли, куда двигаться дальше. Выбрали направление экспорта – мне показалось, что это очень актуально, и я не ошиблась. Перед началом пандемии мы заключили первый, довольно крупный контракт с Германией».

Адаптация к пандемийной реальности

Весной 2020 года, с введением режима самоизоляции, была приостановлена работа музеев, ресторанов и большинства магазинов. Для компании «Копорский Иван-Чай» это означало закрытие основных каналов продаж и потерю дохода.

«У нас был контракт с 28 музеями Ленинградской области, но они все закрылись. Мы поставляли чай в рестораны, но они тоже были закрыты. Мы просто не могли продавать чай, дохода не было. Чай лежал на складе».

Лилия Егорова отмечает, что в чайном бизнесе есть много направлений для развития: выход в ретейл, создание подарочных наборов, развитие экспортного и туристического направлений и многое другое. До пандемии компания планировала расширяться, постепенно осваивая новые ниши. Однако после объявления режима самоизоляции и введения ограничений руководителям пришлось отказаться от планов.

«Чайный бизнес – это не просто семейное дело, это действительно глобальный бизнес, от которого отпочковывается много направлений: сбор, производство чая, его упаковка, заключение контрактов, продажи. Кроме того, мы хотели развивать экспортное, туристическое и другие направления. Но с началом пандемии получать доход в них стало невозможным».

Под угрозой оказался и сбор урожая, который сильно зависит от уровня трудовой миграции. А она оказалась фактически парализованной в период самоизоляции, когда люди не могли свободно перемещаться между городами и регионами. Кроме того, ручной сбор чайного листа – сезонная работа.

«Иван-чай можно заготавливать только четыре-шесть недель в году, а тропический – восемь месяцев в году, поэтому наш чай дороже».

К началу пандемии в компании кроме учредителей было всего пять человек. Для сбора урожая и заготовки чая обычно нанимали еще 20–50 работников в зависимости от сезона и договоренностей о поставках. В первую волну пандемии руководство компании было вынуждено уволить всех сотрудников: отсутствие продаж не оставило ресурсов для выплаты заработной платы.

«В компании было всего пять человек, но даже их нужно было кормить. Этого мы делать не смогли, поэтому работников пришлось уволить. Остались только соучредители».

По словам Лилии Егоровой, такая ситуация возникла в том числе из-за того, что производство чая не вошло в сегмент пострадавших отраслей, то есть предприниматели не могли рассчитывать на помощь государства. Руководителям компании не удалось получить даже небольшую компенсацию для выплаты зарплат.

«Нам не помогли. Было непонятно, почему производители не получили даже минимальной помощи от государства. Нас это сильно подкосило. Мы боялись, что придется закрываться».

Таким образом, основная работа компании «Копорский Иван-Чай» весной 2020 года была приостановлена, а ее руководство выбрало выжидательную стратегию. Первые полгода компания смогла продержаться благодаря небольшой финансовой подушке безопасности.

«Небольшой запас денежек у нас был. Мы оставили себе маленькие зарплаты, чтобы не закрывать предприятие, и стали наблюдать за развитием ситуации».

Компанию спас контракт с партнерами из Германии, который был подписан незадолго до начала пандемии. Лилия Егорова отмечает, что на тот момент у них не было опыта в организации зарубежных поставок. Поэтому, когда пришло время выполнить обязательства по экспортному контракту, руководителям пришлось срочно запускать новые бизнес-процессы и нанимать людей.

«Мы заключили контракт, в котором государство было заинтересовано, поэтому вкладывало деньги в наше обучение. Когда пришло время исполнять контракт, началась пандемия, от государства не было помощи. Мы выкручивались как могли. Было не просто, но мы справились. В контракте у нас было написано, что через 15 дней после поставки придут деньги, и они пришли. Когда это случилось, мы немножко выдохнули».

Тренд на экологичность

По мнению Лилии Егоровой, пандемия достаточно сильно отразилась на потребительских предпочтениях. Люди стали больше задумываться о здоровье, правильном питании и своем влиянии на природу. Вырос интерес покупателей к товарам из экологичных материалов, а также к натуральным продуктам, способствующим укреплению иммунитета. На этом фоне популярность стал набирать иван-чай как напиток, содержащий много полезных веществ.

«Иван-чай – это дикорос, мы не заливаем это химией, как это делается с камелией, из которой делают обычный чай. Производители выращивают камелию и хотят, чтобы кусты были выше, больше, поэтому льют на них химию. Получается, потребители пьют химию, но думать об этом не хотят».

1/2

Лилия Егорова отмечает, что тренд на экологичность пока не сильно заметен, но компании-производители уже почувствовали этот тренд, и его усиление – вопрос времени. В разных сферах бизнеса появляются новые направления, связанные с экологичным и ответственным потреблением, а в будущем их станет еще больше.

«Мне кажется, что люди стали больше думать об экологии, заботиться о природе, использовать другие материалы. Это, конечно, было и до пандемии. Но в пандемию люди стали больше задумываться о здоровье и о своем сосуществовании с природой. Какая-то шелуха, что ли, отошла».

О том, как тренд на ответственное (бережное) потребление становится новой нормой для разных сфер бизнеса, читайте в интервью с Екатериной Колчановой, соосновательницей проектов «Осока Высокая», «Теперь так», «Обратка», Анной Никитиной, основательницей сети химчисток Delicato, и Анастасией Пиорунской, исполнительным и бренд-директором компании по производству одежды Urbantiger.

Компания «Копорский Иван-Чай» изначально была ориентирована на экологичное производство. Для расфасовки чая используется нетканый материал из Японии, безопасный для здоровья и окружающей среды. Это увеличивает стоимость продукции, но делает ее безопаснее. По словам Лилии Егоровой, до пандемии потребители зачастую не понимали ценность такого подхода. Но теперь ситуация начала постепенно меняться.

«Раньше, когда я обращала внимание на то, что нетканка, в которую запакован наш иван-чай, – экологичная, куплена в Японии, поэтому дороже, мало кто ко мне прислушивался. Сейчас стало легче. Мы говорим: «Это безопасно для вашего здоровья». И люди нас слышат. Слава богу, я успела закупить эту нетканку заранее, потому что сейчас ее нельзя купить и доставить».

За рубежом тоже начали интересоваться полезной альтернативой привычному чаю. Как отмечает Лилия Егорова, иногда зарубежного потребителя даже проще заинтересовать российской продукцией, чем отечественного.

«В Японии, например, достаточно сказать: «дикорос» и «ноу кофеин» – и к тебе выстроится очередь, потому что люди понимают, что эти слова означают пользу для здоровья».

Планы на будущее

Говоря о планах на будущее, Лилия Егорова отмечает, что руководители компании намерены вернуться к стратегии, которая была до пандемии: развивать новые направления бизнеса и продолжать выходить на зарубежные рынки.

«Планы не поменялись – мы хотим дальше работать и развиваться, если позволят обстоятельства. Хотим быть мировыми экспортерами. Сейчас есть контракт с Германией и есть интерес к нашему продукту в Японии. Мы отправили чай в Канаду. В Америке тоже давно интересуются иван-чаем. Все зависит от того, насколько смелыми мы будем. Кроме того, мы отслеживаем все выставки, пытаемся совершенствоваться».

1/5

В материале «Уроки первого года пандемии. Часть 1» мы отмечали, что в условиях неопределенности компаниям сложно строить долгосрочные планы, поэтому многие руководители стали применять краткосрочное планирование. Однако руководство компании «Копорский Иван-Чай» считает, что зарубежная экспансия не может строиться на краткосрочных планах. Лилия Егорова сравнивает этот процесс с бегом на длинную дистанцию, который требует выдержки и грамотного распределения сил.

«Наша стратегия – экспорт, о коротких дистанциях тут речи быть не может. Например, контракт с Германией мы заключили на пять лет, а это «длинная дистанция». Мы обязаны исполнить этот контракт, и вот уже третий раз делаем поставку в Германию».

По словам руководителя компании, долгосрочное планирование особенно важно в отношениях с японскими заказчиками. Для японского рынка характерны длительные переговоры, определение спроса на товар, поиск инвестиций, поэтому предпринимателям стоит набраться терпения и не надеяться на быстрое заключение контрактов на поставки.

«Однажды я попала на русско-японскую конференцию. На ней был русский бизнесмен, который более 20 лет назад вышел на японский рынок. Он давал ценные советы предпринимателям. Например, сказал, что нужно настраиваться на «длинную дистанцию». По его словам, все русские – «спринтеры», которые три-четыре месяца побьются за японский рынок и, если не получают результата, сдаются. А у японцев не такой стиль работы. Чтобы выйти на этот рынок, нужно пять-шесть лет».

Лилия Егорова считает, что в целом у российских производителей иван-чая большой потенциал развития как внутри страны, так и за рубежом.

«Россия такая же чайная страна, как Китай, Шри-Ланка или Индия. Чайный бизнес очень красивый и глобальный, развиваться в нем можно до бесконечности, просто это совсем недавно стало понятно. И пока все держится только на энтузиазме людей, которые в это верят».

КОММЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

В рамках направления «Корпорации и пандемия» мы общаемся с руководителями малых, средних и крупных компаний из разных сфер бизнеса. Компанию «Копорский Иван-Чай» пандемия настигла на стадии стартапа. Сбор и заготовка иван-чая – это ручной труд, который к тому же носит сезонный характер. С началом пандемии у компании, как и у других производителей чая, не было возможности перевести сотрудников на удаленную работу или отложить сбор урожая на пару месяцев, дождавшись улучшения эпидемиологической ситуации. Кроме того, все компании, деятельность которых связана с сельхозработами, сильно зависят от уровня трудовой миграции, которая в период самоизоляции оказалась фактически парализованной.

Обобщая результаты наших интервью, можно сделать вывод, что чем сильнее сектор экономики ориентирован на использование ручного труда, тем сложнее ему справиться с коронакризисом и тем больше рисков массового закрытия компаний в нем. 

Однако у пандемии есть и положительные эффекты. Так, повышенное внимание потребителей к своему здоровью и тренд на экологичность способствовали росту популярности иван-чая как напитка, содержащего много полезных веществ.

Руководитель компании «Копорский Иван-Чай» Лилия Егорова, также отмечает большой экспортный потенциал продукции. Зарубежные потребители обращают внимание на российские травяные чаи, поскольку они не содержат кофеина и выращиваются без использования искусственных удобрений. Сегодня «Копорский Иван-Чай» экспортирует продукцию в Германию, Турцию и Японию. И именно заказы на экспорт сыграли решающую роль в выживании компании во время пандемии.

Юлия Кот. Дата интервью 24.06.2021

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ