Об оборотной стороне принудительной вакцинации, о потребительских настроениях россиян и музее, в котором открылся салон красоты
Доля вакцинированных с августа 2021 года по январь 2022 года выросла вдвое: с 32 до 61%. При этом, как показывают данные ФОМа, доля считающих, что прививки эффективно защищают от коронавируса, выросла лишь на 7 п. п., с 49 до 56%, а доля считающих, что они безопасны, – с 48 до 56%. Столь же мало изменились и суждения россиян о целесообразности массовой вакцинации: в августе признавали ее необходимой 57% опрошенных, сейчас – 62%.
Аналитики компании полагают, что прирост доли вакцинированных достигается не столько за счет успехов просветительской работы, сколько за счет принуждения. Они отмечают, что вакцинированные поневоле относятся к прививкам хуже, чем те, кто пошел на этот шаг добровольно. Среди привившихся добровольно 87% считают прививки эффективными (и лишь 5% – неэффективными), а среди привившихся вынужденно – только 26% (против 59%). Аналогичное распределение мнений – и в вопросе о том, опасно ли прививаться: 83% привившихся добровольно уверены, что прививки в целом безопасны (против 6%), тогда как среди привившихся вынужденно эту точку зрения разделяют 39% (против 44%). Вдобавок, если привившиеся добровольно почти единодушно считают массовую вакцинацию необходимой мерой в борьбе с пандемией (90% против 5% полагающих, что в ней нет необходимости) и даже среди невакцинированных эта точка зрения немного популярнее, чем противоположная (45 против 40%), то среди вакцинированных поневоле согласных с ней гораздо меньше, чем несогласных (32 против 45%). Таким образом, побочным эффектом интенсивной прививочной кампании оказывается рост числа вакцинированных, но критически относящихся к вакцинации граждан. И это, по мнению социологов ФОМа, чревато определенными проблемами.
Потребительское настроение россиян в январе заметно улучшилось. По данным ФОМа, значение соответствующего индекса выросло на 7 п. п. – до 92 из 200 возможных, что практически соответствует сентябрьскому уровню. Аналитики связывают это с замедлением темпов инфляции в последние месяцы, на которое население отреагировало снижением инфляционных ожиданий. В то же время показатели потребительской активности несколько ухудшились. Доля совершавших крупные покупки после декабрьского роста на 3 п. п. в январе на столько же снизилась (до 51%).
ФОМ проанализировал тональность постов о пандемии в январе. К середине месяца по ряду характеристик количество негативных постов сильно выросло, к двадцатым же числам стало расти число позитивных постов, конец месяца ознаменовался стремительной негативацией обсуждения практически по всем аспектам. Аналитики отмечают резкие смены эмоциональной окраски постов на тему борьбы с ковидом. Наиболее ярко это проявлялось в обсуждениях российских вакцины и лекарств. Пользователи соцсетей активно писали про эффективность и неэффективность отечественных лекарств и вакцины, последствия их применения, влияние на беременных, сравнивали их с зарубежными. Что касается постов на тему заботы о здоровье, то здесь наиболее заметно тональность обсуждения менялась по двум характеристикам: внимание к здоровью и информация про заботу о здоровье. Наибольшую популярность получили посты о появлении новых штаммов вируса, сообщения, содержащие описание течения болезни, изменений в здоровье, а также посты о возможных негативных последствиях цифровизации информации о здоровье населения.
Сотрудники Музея ван Гога в Амстердаме придумали, как обойти ковидные ограничения. В Нидерландах разрешено посещать непродовольственные магазины, спортзалы и парикмахерские, а вот культурные заведения и рестораны все еще закрыты. В Музее ван Гога дали понять, что тоже хотел бы поскорее открыться, и на один день устроили в одном из залов салон красоты. Люди приходили, чтобы в окружении полотен подстричься или сделать маникюр. Таким образом они оказывали посильную помощь культурному учреждению. Вслед за Музеем ван Гога акцию поддержали музеи и театры по всей стране.