Об отношении россиян к ограничительным мерам, предпочтения в хранении денег, а также о помощи тем, кому она особенно необходима
Люди согласны с тем, что, если эпидемиологическая ситуация ухудшится, в стране вновь следует ввести ограничительные меры. Но целесообразность каждой из них оценивают по-разному. По данным опроса ФОМ, большинство россиян (65%) согласны с необходимостью закрыть торговые центры, рестораны, кафе. Против этой меры выступают 26%. Чуть реже люди готовы на повторное введение режима самоизоляции: 60% против 33%. А вот в отношении нерабочих дней мнения разделились практически поровну: 45% согласны с тем, что в случае серьезного ухудшения ситуации с коронавирусом следует повторно вводить нерабочие дни, 41% не согласен.
Относительно того, должны ли эти меры быть более или менее строгими по сравнению с весенними, мнения россиян также разделились: 19% считают, что их нужно будет ужесточить, 18% – что они должны быть менее жесткими. Первые уверены, что только когда меры будут достаточно строгими, люди начнут их соблюдать. Свою позицию они аргументируют тем, что россияне в большинстве своем довольно безответственны и недисциплинированны, а потому лишь с помощью запретительных мер можно добиться эффекта. Вторые считают, что строгие меры против распространения эпидемии, аналогичные тем, что уже были, вновь пошатнут экономику страны и материальное положение ее жителей. Таким образом, отмечают аналитики ФОМ, к перспективе повторного введения ограничительных мер далеко не все относятся положительно – осознание их необходимости в этом случае вступает в противоречие с нежеланием еще раз переживать такой непростой опыт.
Хранить деньги на счете в банке предпочли бы 34% россиян. Но почти столько же (33%) выбрали бы наличную форму. Последний показатель не просто вырос, но достиг своего максимума за время измерений, с 2012 года. «Промежуточный вариант» – разделить деньги между банком и «банкой» – предпочли бы 14% опрошенных, какие-то иные формы хранения – еще 11%. Эти данные свидетельствуют о снижении доверия россиян банковской системе. Аналитики ФОМ предполагают, что здесь сказывается эффект пандемии, когда во время изоляции было важно иметь под рукой свободные средства в наличной форме. Другая гипотеза – остающаяся тревога россиян относительно экономического будущего страны, порождающая неуверенность в устойчивости банковской системы. Так или иначе, но для банков эта ситуация – достаточно тревожная.
В начале пандемии директор благотворительного фонда «Дом с маяком» Лида Мониава забрала из интерната 12-летнего Колю и оформила над паллиативным ребенком опеку. С тех пор за этой историей внимательно следят СМИ. Лида Мониава пытается наполнить жизнь мальчика теми впечатлениями, которые может получить любой здоровый человек: прогулки, походы в рестораны, путешествия и даже пирсинг. С началом учебного года она начала борьбу за определение Коли в общеобразовательную школу с элементами инклюзии. Эта инициатива встретила сильную агрессию и неприятие среди пользователей социальных сетей.
Надо сказать, что Лида Мониава – одна из немногих, кто не просто посвятил свое время тяжелому больному во время карантина, но и забрал его к себе домой. Чаще всего добровольцы съезжались с подопечными в так называемых квартирах сопроводительного проживания. И после небольшого периода совместной жизни инвалидов направляли, например, в летние лагеря, откуда они могли снова вернуться в стены интернатов и диспансеров.
Коронавирус изменил мир и тем самым создал массу тем для блогеров. Так, видеоблогер и путешественник Эльвир Галимов оказался в апреле 2020 года в США и не смог вернуться в Россию. Тогда он начал рассказывать о событиях, которые происходили с ним и вокруг него, в своем видеоблоге на YouTube – например, о сложностях с вывозными рейсами и работе, на которую ему удалось устроиться в США благодаря друзьям. Молодой человек занялся доставкой продуктов из магазинов – эта услуга была очень востребована в тот момент. А в свободное время отправился в Нью-Йорк, чтобы снять уникальные кадры мегаполиса, ставшего эпицентром пандемии в стране.