• к-Обзоры
  • 18.05.21

Обзор Проекта коронаФОМ № 111

О старте мараФОМа, масках и перчатках как символических оберегах и малом бизнесе, который способен выжить в текущей ситуации

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 111

МараФОМ начинается

Завтра, 19 мая, стартует мараФОМ – долговременная гибридная конференция, цель которой – делиться результатами Проекта коронаФОМ, рассказывать о проделанной работе, получать обратную связь, обсуждать результаты, чтобы лучше понимать, осмыслять сделанное. МараФОМу посвящен специальный раздел на сайте Проекта.

На еженедельных сессиях мараФОМа будут обсуждаться видеоДоклады авторов книг из серии «Социология пандемии». На первой сессии, которая называется «Проект коронаФОМ: вчера, сегодня, завтра» и состоится в 16:00, президент Фонда Общественное Мнение Александр Ослон обсудит свой видеоДоклад и социологические исследования пандемии с известными социологами и экспертами. Это декан ВШЭ Андрей Быстрицкий, генеральный директор Исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин, президент КРОС Сергей Зверев, ректор МГПУ Игорь Реморенко, профессор ВШЭ Александр Чепуренко и заведующий лабораторией РАНХиГС Дмитрий Рогозин. Будет доступна прямая трансляция сессии на канале ФОМа в YouTube.

ВидеоДоклад, программа и дискуссионные вопросы к сессии Александра Ослона

В экономике возникла уникальная ситуация – и это не кризис

В результате пандемии одновременно схлопнулись и спрос, и предложение. Потому что в силу мер локдауна разорвались технологические цепочки, значительная часть населения осталась фактически без работы. Об этом в продолжении интервью авторам раздела «Малый бизнес и пандемия» говорит эксперт в сфере социологии предпринимательства Александр Чепуренко. По его словам, нынешняя ситуация уникальна, и это не кризис, а то, что в современной литературе принято называть «черным лебедем». Он приплыл буквально ниоткуда, никто его не ожидал, и никто предыдущим опытом к такому явлению не был подготовлен. «Черный лебедь» плохо повлиял на малый бизнес в России, однако катастрофы, которую прогнозировали многие эксперты, не произошло. Как образно объясняет причину Александр Чепуренко, когда ты лежишь на уровне плинтуса, упасть и больно ушибиться невозможно. Он говорит, что в этой неблагоприятной ситуации в бизнесе остались две категории. Те, кто умеет даже в таких условиях выживать. «Вот мы положили асфальт, смотрим – через некоторое время трещины, а потом сквозь них пробивается какой-то росток. Значит, есть такие растения, которые умеют даже через асфальт пробиваться. Или те, кто находится в настолько безвыходном положении, что они по каким-то причинам – семейным, личным, каким угодно – не могут этот бизнес бросить. Остаются только эти. И те и другие повышенно устойчивы к разного рода угрозам и рискам, в том числе к пандемии», – объясняет Александр Чепуренко. В целом же, по мнению эксперта, в России в малом бизнесе дела неважные, но не такие катастрофические, как в странах, где этот сектор более развит, и не такие катастрофические, какими они представлялись в конце марта – начале апреля прошлого года.

Интервью с экспертом в сфере социологии предпринимательства о влиянии пандемии на малый бизнес

Маска и перчатки как оберег

Простейшие средства индивидуальной защиты, обязательные в столичном общественном транспорте, – это символы, а не сама защита. В новой к-Беседе антрополог и фольклорист, старший научный сотрудник РАНХиГС и РГГУ Ольга Христофорова говорит о том, что маска на подбородке – это скорее знак. Например, ее коллега Александра Архипова считает, что это знак лояльности к государству, а сама Ольга Христофорова смотрит на этот символический жест как на обережный. «Люди показывают полиции и окружению (и не исключено, что и самой болезни тоже), что они маску носят и в любой момент, в случае опасности, могут ее натянуть. Маска не просто «оружие на предохранителе», а еще и знак, что оружие есть, «не подходи ко мне». Можно, наверное, сказать, что у некоторых уже сформировалась индивидуальная привычка носить маску, без нее в людных местах неуютно», – рассуждает антрополог.

Беседа с Ольгой Христофоровой о мифологии пандемии в современном обществе

Представить на месте медика свою дочь

Переживания женщины, чья дочь, студентка медицинского университета, работает в ковидном госпитале, – в новом материале раздела «Медики и пандемия». Оксана Афзалова говорит, что даже не пыталась отговаривать дочь, потому что увидела в пандемии шанс, давший Диане возможность познакомиться со своей профессией. До ковида девушка безрезультатно пыталась устроиться на работу, получить хоть какой-то опыт, но ее, по словам матери, «отшвыривали из отдела кадров, потому что им не нужны студенты». Оксана Афзалова рассказывает о страхе за Диану, притом что она понимала: юный возраст дочери может спасти ее от тяжелого течения болезни. Но сильнее мать беспокоит не всегда корректное отношение пациентов к Диане, недоверие к ней как к молодому медику. «Диана как-то делала укол, и когда больная поняла, что это молодая девочка, сказала ей: «Уйдите от меня, я вас боюсь, вы студентка! Не смейте ко мне прикасаться, вы меня убьете!» Я даже не знала, как на это реагировать. Как матери мне захотелось пообщаться с этой женщиной. Люди же не ставят себя на место моей дочери, не думают, что и их ребенок может оказаться в такой ситуации», – рассказывает Оксана Афзалова.

Рассказ женщины о тяжелой работе ее дочери-медсестры и шансе реализоваться в медицине

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ