• к-Обзоры
  • 30.07.21

Обзор Проекта коронаФОМ № 132

О парадоксальном финансовом поведении россиян, росте доверия врачам и старте долговременного проекта ФОМа по изучению малого бизнеса

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 132

Потребительские настроения россиян резко ухудшились

Приход третьей волны коронавируса в Россию сказался на потребительских настроениях населения, которые и так сильно отличались от допандемических. По данным опроса ФОМа, Индекс потребительских настроений в июле обрушился на 7 пунктов и составил 84 пункта из 200 возможных. Он приближается к минимуму второй волны (81 пункт), зафиксированному в ноябре 2020 года. Аналитики отмечают, что покупательская активность при этом не упала.

Такой парадокс – покупательскую активность на фоне сниженных потребительских настроений – эксперты называют пессимистическим потребительским бумом. Это одна из новых особенностей современного финансового поведения россиян, которая на фоне коронакризиса проявилась особенно ярко. Ее основной риск – рост нерациональности финансового поведения населения, что, на взгляд аналитиков ФОМа, очень опасно на фоне экономической и эпидемиологической неопределенности.

Анализ июльских потребительских настроений россиян

Медицина вновь становится патерналистской – нравится ли это пациентам?

Ситуация с коронавирусом, когда не было достоверной информации о его лечении, вернула медицину к патерналистской модели. Авторы раздела «Медики и пандемия» не раз отмечали, что врачи болезненно относились к тому, что медицина стала услугой, и чувствовали себя обслуживающим персоналом. Во время пандемии медики вновь получили символическое право безоговорочно принимать решения. Однако люди уже привыкли к медицине услуг. По данным ФОМа, 61% респондентов считают, что врачи должны выбирать метод лечения совместно с пациентом, а 52% отметили, что уже сталкивались с таким подходом на практике. Лишь 31% опрошенных уверены, что врачи должны действовать без оглядки на мнение пациента.

Возвращение к патерналистской модели привело к недовольству пациентов и даже к конфликтам с врачами. Авторы публикации приводят слова медиков, которые сталкивались с подобным, но вместе с тем отмечают, что большая часть пациентов все же не сопротивлялась переходу ответственности в руки врачей, воспринимая это как следствие критической ситуации. «Во время пандемии требовательность пациентов к врачам претерпела изменения. Во-первых, они осознали, что полностью зависят от врачей. Во-вторых, очень ярко проявилась роль врача как спасателя, произошла героизация профессии медика в СМИ, на рекламных плакатах по всей Москве», – отмечает изменения медицинский тренер Вера Кобзева.

Анализ исследования взаимодействия врачей с пациентами

Доверие врачам выросло – есть ли в этом заслуга медиков из «красной» зоны?

Медикам доверяют 65% россиян, в то время как ровно год назад этот показатель составлял 58%. Доля недоверяющих за тот же период сократилась с 33 до 23%. Таковы данные недавнего опроса ФОМа. Работу медиков до пандемии оценили положительно – то есть хорошо или отлично – 43% респондентов, а из тех, кто обращался к врачам во время нее (таких среди опрошенных оказалось 60%), – две трети. 25% сказали, что их отношение к медикам за время пандемии улучшилось.

Авторы раздела «Медики и пандемии» попытались выяснить, есть ли в столь заметном изменении отношения к врачам заслуга тех, кто работает непосредственно с коронавирусом. Они сравнили, как оценивают работу медиков пациенты, обращавшиеся за помощью в связи с ковидом, и пациенты, обращавшиеся по другим поводам. Оценки оказались примерно одинаковыми. Большинство тех, кто стал относиться к врачам лучше, изменили свое отношение ко всем медикам.

Анализ оценок россиянами работы медиков во время пандемии

ФОМ представляет долговременный проект по изучению предпринимательства в России

Компания пригласила стать участниками лонгитюда 760 предпринимателей из разных отраслей и регионов России. Социологи будут общаться с каждым из них на протяжении 10 лет (или как минимум до тех пор, пока люди будут вести свой бизнес) – раз в квартал проводить телефонный или онлайн-опрос и узнавать, как идут дела в их бизнесе.

Целью проекта является получение информации, отражающей реальные проблемы и потребности предпринимателей. Однако его задачи выходят за рамки исследовательских. Основная идея – создание пространства диалога между государством и малым бизнесом, которое позволит обеспечить полноценное участие этого сектора в формировании актуальной политической повестки.

Статья о новом лонгитюде ФОМа по изучению малого бизнеса

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный? Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ