• к-Обзоры
  • 22.09.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 49

О материальном положении самозанятых и предпринимателей, новых квартирах для самоизоляции и коллаборациях как способе сохранить и развить бизнес

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 49

Работающие на себя верят в собственные силы и не верят в российскую экономику

Самозанятые и предприниматели сильнее других пострадали от экономических последствий пандемии, но быстрее начали их преодолевать. По данным ФОМ, оценки изменения своего материального положения за прошедший год в группе самозанятых заметно более негативные, чем по населению в целом: 44% (против 39%) говорят о его ухудшении. Среди них гораздо больше не только людей, имеющих кредиты (58% против 42% по населению), но и тех, кто брал кредит (31% против 17%) или в долг (37% против 21%) за последние три месяца, то есть уже во время пандемии. Причем большинство брали займы на текущие нужды. В то же время 71% работающих на себя за последний квартал совершал крупные траты (против 52% по населению в целом), в том числе на ремонт (26% против 18%) и автомобиль (12% против 5%). По мнению аналитиков компании, это показатель того, что именно эта группа достаточно быстро восстанавливает потребление после пандемии (пусть даже с использованием заемных средств).

Работающие на себя сравнительно оптимистично смотрят в свое финансовое будущее: 31% в этой группе ожидает его улучшения через год (против 18% по стране в целом), а вот экономическое будущее страны вызывает у них куда больше скепсиса: 41% среди них полагает, что в ближайший год российскую экономику ждут плохие времена (против 25% среди россиян в среднем). 58% (против 45%) ожидают снижения уровня жизни населения в ближайший год, 34% (против 25%) – снижения уровня производства, 71% (против 62%) – роста безработицы.

Анализ материального положения и экономических настроений предпринимателей и самозанятых

Исследование малого бизнеса выявило четыре типа предпринимателей

Последствия пандемии для малого и микробизнеса во многом будут зависеть не только от государственной политики по поддержке предпринимательства, состояния экономики, покупательского спроса, сферы деятельности, но и от личности предпринимателя. К такому выводу пришли авторы исследования ФОМ «Краш-тест малого бизнеса». Опросив более 100 предпринимателей, они разделили их на четыре группы. Первые – те, кого подтолкнули заняться бизнесом любопытство, интерес, стремление создать то, чего до них не существовало. Такие разведчики, придумщики, первопроходцы. Вторые – люди, быстро схватывающие новое, способные увидеть перспективы, обладающие коммерческим чутьем, предвидением. Им интересно новое, сам процесс развития, но авторами идеи являются не они. Третьи приходят к бизнесу, тщательно разобравшись в производстве продукта. Это люди основательные, они стремятся спокойно делать привычное дело, будучи предоставлены сами себе. Построенный бизнес для них – дело всей жизни. Четвертые готовы присоединиться или отпочковаться от того, что уже работает, пойти по проторенному пути. Нового не создают, воспроизводят прошлый (чужой) опыт. Принадлежность к той или иной группе, выявили исследователи, также определяет риски и отношение предпринимателя к ним. Но не влияет на стремление что-то делать. «Лишить меня сейчас клиники, лишить меня моих рук, именно врачебных рук – я буду другим заниматься. Предприниматели – они предпринимают, они шевелятся, они не могут по-другому, вот и все», – отмечает в ходе исследования представитель ветеринарной клиники из Воронежа.

Анализ типов малых предпринимателей и их отношения к риску

Коллаборация как способ развивать бизнес

Пандемия стимулировала руководителей развивать творческий потенциал своих коллективов, расширять горизонты деятельности и запускать новые проекты. Как показала серия интервью ФОМ с представителями бизнеса, популярным средством поиска идей для сохранения и поддержания дела стали коллаборации. Совместные проекты помогли компаниям увеличить продажи, привлечь новую аудиторию, повысить лояльность клиентов. Все это позволило бизнесам удержаться на плаву и частично компенсировать потери, вызванные пандемией. Объединив финансовые, кадровые и информационные ресурсы, участники коллабораций достигали успеха быстрее и с меньшими затратами. Главным было поставить цель и правильно выбрать партнера. Нередко в коллаборациях участвуют компании из разных отраслей, и чем больше участники отличаются по роду деятельности и бизнес-моделям, тем интереснее и, зачастую, эффективнее получается сотрудничество. Например, парфюмерная компания «Библиотека ароматов» совместно с Delivery Club выпустила антисептики, а с новым медиа SRSLY – лимитированную коллекцию духов, напоминающих о жизни до карантина. Промоутерская компания из Екатеринбурга «Дом печати» вместе с радиостанцией «Наше радио» провели онлайн-марафон под девизом «Я буду ждать свою музыку». А Музей русского импрессионизма сотрудничает с «Триколор ТВ», транслируя лекции на канале «Большой эфир». Анализируя опыт подобных проектов, которым поделились бизнесмены, ФОМ выделил пять советов от руководителей бизнеса для успешной коллаборации.

Статья о том, как пандемия стимулирует бизнесы создавать новые партнерства

Девелоперы планируют квартиры, где удобно изолироваться

Почти 60% россиян недовольны качеством своего жилья, таковы результаты опроса СК «Сбербанк страхование» и сервиса «ДомКлик». Чуть меньше трети респондентов говорят, что хотели бы сделать ремонт, а четверть – увеличить жилплощадь. Пандемия сформировала новые требования к жилью, и застройщики это понимают. Они планируют новые жилые комплексы как многофункциональные пространства с коворкингами, спортивными студиями, образовательными центрами и другими объектами, которые снизят необходимость ездить далеко от дома и станут особенно востребованными среди тех, кто работает на «удаленке». А непосредственно квартиры будут предусматривать возможность зонирования. Это стало критически важным во время самоизоляции, когда зачастую каждому члену семьи требовалось отдельное рабочее место. При этом далеко не все готовы платить за дополнительные метры, поэтому предпочтение будет отдаваться квартирам с планировкой, которая позволяет быстро адаптировать пространство под нужды жильца.

Дайджест о трендах в сфере первичного жилья

Индикатор дня

ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение