• к-Обзоры
  • 27.10.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 59

Кто в мире выиграл от пандемии, как малый бизнес отреагировал на господдержку и за счет чего во время изоляции выжили фитнес-центры

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 59

Если бы коронавирус «возник» в Европе, все было бы по-другому

Помимо очевидных экономических, пандемия повлекла ряд других проблем. Об этом говорит руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов. Весь мир сотрясают протесты. Началась полноценная межгосударственная война на бывшем советском пространстве. Если в мае были какие-то оптимистические ожидания на предмет выхода из кризиса, то сейчас ожидания скорее пессимистические. По словам эксперта, в «чистом» профите только очень узкий сегмент малого по мировым масштабам бизнеса, производящий маски и санитайзеры. Даже для крупных фармацевтических компаний год будет нелучшим. Системы здравоохранения экономически развитых стран существенно сократили расходы на закупку препаратов нековидной тематики. До половины клинических исследований в мире остановлено.

Пока, как отмечает Глеб Кузнецов, самым ярким бенефициаром пандемии выступает Китай. Руководство страны докладывает о головокружительных успехах в экономике, на улицах полно людей, расцветает туризм. Фактически Китай, о реальной борьбе с эпидемией которого никто ничего не знает, навязал миру невыполнимый для подавляющего большинства стран (от США до Аргентины и от стран ЕС до России) стандарт этой самой борьбы, правила игры – и по этим правилам звездно выиграл в том числе и по причине близких отношений с «судьей» – ВОЗ. «Я уже говорил и повторю: если бы вирус «возник» в Бергамо, а не в Ухане, то и жертв в Европе и западном мире было бы существенно меньше, и противоэпидемические меры принимались бы другие, и экономический ущерб был бы несопоставимо ниже. Если бы Запад опирался на собственный опыт, здравый смысл и науку – все было бы по-другому», – объясняет политолог.

Интервью с Глебом Кузнецовым об отличиях первой волны от второй и вере в науку

Надежды бизнеса на государство обернулись разочарованием

Ситуация с поддержкой государством малого бизнеса во время пандемии показала: рассчитывать предприниматели могут только на себя. К такому выводу пришли авторы исследования «Краш-тест малого бизнеса», в ходе которого они опросили более 100 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от пандемии отраслей. По их словам, представители малого бизнеса восприняли введение ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса, заблокировавших работу огромного количества предприятий, как «рукотворную», искусственно созданную ситуацию. Созданную государством. Оно нарушило границы и серьезно вмешалось в деятельность бизнеса. А раз вмешалось – должно помогать. При этом, отмечают исследователи, у некоторых информантов до такой степени не было ни веры в поддержку государства, ни привычки на нее рассчитывать, что поначалу они даже не попытались проверить, положена ли им помощь. И только по прошествии времени начали появляться робкие мысли: может, сейчас уже такое время наступило, если дают – надо брать?

Реакции участников исследования, которым удалось получить финансовую помощь, варьировались от «приятная неожиданность», «малость, а приятно», «100 тыс. на дороге не валяются» до «это плевок», «издевка», «смешная цифра» и т. д. Те, кто поддержки от государства не получил (а их абсолютное большинство), еще более настойчиво утверждали, что на нее и не рассчитывали. «Это была реакция типа не очень-то и хотелось. Но на самом деле – хотелось. Как никогда ранее. Возможно, не у всех, но у многих появилась надежда: помощь будет. В итоге значительное число предпринимателей в очередной раз укрепились в убеждении, что рассчитывать можно только на себя, а надежды на государство заканчиваются неизбежным разочарованием», – говорят авторы исследования.

Статья о том, как малый бизнес отреагировал на господдержку в коронавирус

Фитнес-центры закрылись, но продолжили заботиться о здоровье клиентов

Какую альтернативу предложить рынку и клиентам – вот главный вопрос, который встал перед владельцами фитнес-клубов после закрытия. Рассказывая о беспрецедентном опыте, генеральный директор компании «ДОН-Спорт» Наталия Серафимова призналась, что период самоизоляции, сопряженный с пробами и ошибками, стал для компании катализатором развития онлайн-направления. Практически сразу команда выложила на YouTube-канале записи занятий, чтобы клиенты могли продолжить тренировки. Через неделю после закрытия клубов вышла в Zoom с онлайн-тренировками для разных возрастных категорий. Как отмечает руководитель, на три месяца это стало для коллектива нормой жизни. Кроме того, в этот период компания активно тестировала новые идеи: онлайн-марафоны, прямые эфиры с клиентами, челленджи, викторины, интерактивы. Большинство из них не были заточены на прибыль: их целью было поддерживать коммуникации с клиентами, проявлять заботу и внимание. «Нам хотелось, чтобы клиенты знали, что все наши думы только о них, чтобы они не потерялись, не решили, что если двери клуба закрыты, то фитнес ушел из их жизни. За время карантина мы обзвонили всех клиентов, просто чтобы узнать, как у них дела, что происходит, можем ли мы чем-то помочь», – говорит Наталия Серафимова.

Рассказ гендиректора «ДОН-Спорта» об уроках, которые компания вынесла из коронакризиса

Основа нового этикета: не предъявлять претензий

Быть внимательным к формулировкам своих просьб – вот ключевой принцип поведения в обществе в нынешней непростой ситуации. На это обращает внимание директор консалтинговой компании по вопросам этикета и протокола The English Manner Уильям Хэнсон. Он призывает не нападать на человека со словами «Почему вы не в маске?», а вместо этого задать это вопрос в такой форме, которая даст ему возможность объясниться, например: «Если ли у вас возможность надеть маску?» Нельзя исключать ситуацию, в которой у человека окажется веская причина не носить средство защиты. А вместо того, чтобы выговаривать человеку за то, что он стоит слишком близко к вам, англичанин рекомендует самому отойти на безопасное расстояние, сказав нечто вроде «О, я должен дать вам больше места».

Дайджест о том, как вести себя в пандемическом обществе

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение