• к-Обзоры
  • 30.10.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 60

Как пандемия коронавируса повлияла на отношение россиян к медицине и врачам и почему малый бизнес отказался соблюдать ограничительные меры

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 60

Пандемия не изменила отношение россиян к здравоохранению

ФОМ провел опрос, чтобы понять, что изменилось в восприятии отечественного здравоохранения за полгода пандемии коронавируса: в какую сторону «поехали» оценки, улучшился ли имидж медицины и врачей вследствие «мировой войны» с COVID-19. Результат показал, что глобальные установки населения в отношении российского здравоохранения и врачей изменились не слишком значительно. Из чего эксперты компании делают вывод, что пандемия коронавируса понимается людьми как исключительное событие для медицины, по которому выводы о состоянии здравоохранения и работе врачей делать не стоит. Борьбой с коронавирусом занимались абсолютно разные врачи, готовые пойти в «грязную зону», для этого они временно перепрофилировались в инфекционистов. В это же время в других областях (хирургии, стоматологии, гинекологии и т. д.) в лучшем случае ничего не изменилось, а в худшем – работать стало тяжелее. Поэтому для обычных людей, которые в своих оценках положения дел в здравоохранении ориентируются в первую очередь на личный опыт, ничего глобально не поменялось, так что вполне логично, что по-настоящему значимая динамика в результатах опросов отсутствует. «Тем не менее произошедшая во время пандемии героизация врачей (от которой, кстати, сами врачи порядком устали) в сознании около четверти россиян сделала врачебное дело более привлекательным и уважаемым. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что на вопрос «Вам бы хотелось или не хотелось, чтобы ваш ребенок или внук стал врачом?» 55% респондентов ответили утвердительно», – отмечают аналитики ФОМ.

Анализ опроса ФОМ об отношении к врачам и медицине

Почему предприниматели предпочли уйти в тень

Режим самоизоляции поставил малый бизнес перед непростым выбором, ведь соблюдение ограничений и следование предписаниям могло сказаться на выживании дела. Авторы исследования «Краш-тест малого бизнеса», в ходе которого были опрошены более 100 предпринимателей из 22 регионов, выяснили, как те принимали решения и чем руководствовались при выборе варианта поведения. Разница между реакциями информантов на запреты и ограничения оказалась налицо. Одни предприниматели приняли новые условия и не захотели нарушать закон. Другие стремились обойти его всеми возможными способами, считая это нормой. «Официально розничная торговля была запрещена, но любой бизнесмен всегда найдет вещи, которые позволят ему выполнять свои действия», – сказал представитель компании, торгующей фурнитурой, из Воронежа. Причин, по которым предприниматели предпочитали нарушать закон, было несколько: например, недоверие к информационным источникам о коронавирусе, неготовность терять прибыль, несовместимость некоторых видов бизнеса с введенными ограничениями или сохранение спроса на услугу. Некоторые и вовсе восприняли ограничения как покушение на личную свободу и достоинство. Эти предприниматели утверждали, что им удалось сохранить бизнес только благодаря своему характеру, и считали нарушение несправедливого, по их мнению, закона доказательством собственной сообразительности и смелости. «Даже самые лояльные предприниматели в какой-то момент начали рассматривать уход в тень как одну из возможностей сохранить свое дело. Получается, что в выигрыше оказались те предприниматели, которые игнорировали законы, и их поведение и успех могли скорректировать взгляды законопослушных представителей малого бизнеса», – отмечают авторы исследования.

Статья о том, как малый бизнес (не) соблюдал ограничительные меры

Как ивент-компания сделала ставку на офлайн и не прогадала

Сокращение штата, приостановка основной деятельности и поиск новых ниш – такую стратегию в период самоизоляции выбрал генеральный директор ивент-компании «PRO-интерактив» Игорь Лютенко. Как только стало понятно, что для индустрии наступают тяжелые времена, он принял непростое решение «ссадить на берег» часть сотрудников – до пандемии в компании работали 120 человек, после сокращений – 39. А когда многие конкуренты начали переводить проекты в онлайн-формат, Игорь Лютенко, напротив, сделал ставку на офлайн и бросил все силы на продвижение компании в интернете, а также на разработку нового релевантного решения для клиентов – программ тимбилдинга. «PRO-интерактив» реализовал три направления деятельности. Первое было связано с комплексным развитием сайта компании и его продвижением. Второе – с повышением активности в социальных сетях и продвижением на разных платформах. Руководитель начал вести канал на «Яндекс.Дзене», где делился актуальными материалами в сфере онлайн-тимбилдинга и собственным опытом. В рамках третьего направления сотрудники ежедневно проходили обучение, приобретали знания и навыки, необходимые не только в ивент-сфере, но и в организации бизнеса в целом. «Ушли бы в онлайн – потеряли бы то, чем занимались. Мы бы не сделали 21 программу, не «докрутили» бы сайты, забили бы на SMM, но занимались бы онлайн-тимбилдингом. Мы предполагали, что, когда офлайн возродится, мы потребуемся рынку в работоспособном, боевом состоянии. И когда люди вышли во внешний мир в августе – сентябре, пошла работа в офлайне, несмотря на сохранение некоторых ограничений. И мы были готовы к этому», – делится опытом Игорь Лютенко.

Рассказ гендиректора ивент-компании о направлениях работы в пандемию

Люди в социальных сетях стали более искренними

Появление приложений-клонов TikTok, огромного количества супераппов (приложений, объединяющих финансовый, досуговый и лайфстайл-функционал) и сервисов для видеовстреч – такова, по мнению консультанта по соцсетям и диджитал-медиа Марии Снеговой, отличительная черта пандемического периода. Но главное изменение года, по словам эксперта, заключается в том, что люди наконец стали использовать соцсети именно для того, для чего те изначально были созданы, то есть для общения. При этом пользователи стали меньше демонстрировать свою идеально отфильтрованную жизнь и больше рассказывать о трудностях: мы увидели блогеров, звезд и селебрити в их естественной среде обитания. Как отмечает Мария Снегова, произошел сдвиг в сторону «сырого», но зато искреннего контента.

Дайджест о том, как пандемия изменила соцсети

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение