• к-Обзоры
  • 06.11.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 62

Какие стратегии адаптации к новым реалиям избрал малый бизнес, что в отношении работы беспокоило россиян и зачем нужно вводить интернет-гражданство

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 62

Предприниматели сокращали расходы и хватались за любые заказы

Малому бизнесу потребовалась пара недель, чтобы оправиться от шока, вызванного введением ограничительных мер, и перейти к активным действиям. К такому наблюдению пришли авторы исследования «Краш-тест малого бизнеса», в ходе которого они опросили более 100 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Они выделили пять стратегий адаптации, причем на выбор влияли психологический тип предпринимателя и его подход к бизнесу, жесткость карантинных мер в регионе, положение конкретной сферы бизнеса и состояние компании.

Так, одни участники исследования все-таки были вынуждены закрывать бизнес – чаще всего из-за того, что не удавалось договориться о снижении арендных платежей, а работать онлайн или неофициально было невозможно. Другие сокращали расходы на офисные и складские помещения, отказывались от дорогого программного обеспечения и услуг сторонних организаций, а также от инвестиционных затрат, кто-то даже увольнял персонал, несмотря на эмоциональную сложность такого шага и законодательные ограничения. Часть информантов заняли выжидательную позицию, отложив активные действия до окончания режима самоизоляции, а вынужденное затишье использовали для переобучения, получения навыков в совершенно новой для себя сфере, например в области интернет-продаж и интернет-коммуникаций. Кто-то стал хвататься за любые, пусть даже самые мелкие заказы и гибко подстраивать ценовую политику под новые условия. Другие же бизнесмены создавали новый продукт, решение, нишу, сегмент целевой аудитории, за счет чего оказалось возможным увеличить выручку даже в период локдауна. Как отмечают авторы исследования, для ряда информантов кризис стал поводом для экспансии: воспользовавшись замешательством конкурентов, они переманивали ценные кадры, приобретали землю под строительство, меняли арендованное помещение на более удобное, но реализовать такую стратегию могли только предприятия, имеющие подушку безопасности или доступ к недорогим кредитам.

Анализ предпринимательских стратегий реагирования на кризис

Какие проблемы на работе беспокоят россиян

Из-за пандемии каждому десятому наемному работнику пришлось побывать в вынужденном отпуске. 21% сообщил о снижении прибыли у предприятия, 26% опасаются закрытия организаций, в которых они работают. Таковы результаты опроса ФОМ о негативных событиях, произошедших на работе за последние полгода – год. В сентябре нынешнего года о них сообщили 34% (32% – годом ранее и 25% – в 2018 году). О проблемах на предприятии говорили 44% работающих по найму респондентов – на 7 п. п. больше, чем в сентябре 2019 года. О снижении числа заказов, клиентов, продаж сообщали 25% работников, что на 5 п. п. больше прошлогоднего показателя. На уменьшение прибыли жаловался 21% (рост также на 5 п. п.), а на работу в убыток – 5%. На трудности у поставщиков предприятия указывали 7%, на задержки оплаты продукции поставщикам – 5%. Как отмечают аналитики ФОМ, работники частных предприятий в три раза чаще, чем работники государственных предприятий, говорили о сокращении количества заказов (34 и 12% соответственно), об остальных проблемах – в два раза чаще.

Статья о том, какие изменения на работе беспокоили россиян во время пандемии

Пора осознать, что мы живем в виртуальном мире, и ввести интернет-гражданство

Современная ситуация со СМИ чем-то напоминает историю 100-летней давности, когда появилось электромагнитное вещание: тогда детекторный приемник мог собрать любой пионер. Так считает председатель совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий. Он напоминает, что именно тогда и возникла идея создания общественного вещания для того, чтобы у людей был достоверный и надежный источник информации. Так появилось общественное телевидение в Великобритании. А чтобы это СМИ было независимым, все граждане должны были платить налог. Но тогда общественное вещание создало как минимум иллюзию достоверности, а может, и в самом деле добилось ее. Нечто подобное сейчас может происходить и в интернете, полагает эксперт. Он также отвечает на вопрос, каким может быть современный аналог общественного телевидения – могучим агрегатором, который собирает наиболее важные новости. И поскольку современный интернет – это имитация сложносочиненного публичного пространства, то, по мнению медиаменеджера, будет целесообразно ввести что-то наподобие интернет-гражданства или интернет-налога. Ведь все мы пользуемся огромным количеством контента из интернета, права на который никому не принадлежат. Однако тот, кто распространяет этот контент, несет расходы: оплачивает сервер, домен, услуги провайдера. «То есть создавая интернет-гражданство, мы могли бы распределять интернет-налоги в том числе на оплату сайтов-агрегаторов, сертифицированных источников проверенной информации. Нужно не просто создавать СМИ, а осознавать, что мы живем в виртуальном цифровом мире. Этот мир – маклюэновская деревня с огромным количеством связей. Все со всеми свободно общаются, нет никакой цензуры, есть иерархия», – объясняет Андрей Быстрицкий.

Интервью с деканом факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ о доверии к СМИ

Массовый страх разрушителен для общества

Психологические последствия пандемии для человека могут быть гораздо страшнее экономических, предполагает журналистка Софико Шеварднадзе. Недавно она выпустила книгу «Будущее сегодня. Как пандемия изменила мир», в которой собраны беседы с известными экономистами, медиками, психологами и учеными о причинах и предпосылках возникновения вируса, о теориях заговора, о будущем мировой экономики и о тех новых правилах, что стали частью современной жизни. Одна из глав книги посвящена тому, как люди переживали карантин и как он сказывался на психике. «Мы говорим о страхе как о губительном факторе для отдельно взятой человеческой психики. Ты либо находишь в себе силы что-то с этим сделать, либо продолжаешь жить и бояться. А когда страх массовый, это явление куда разрушительнее, так как нет ничего легче, чем управлять и манипулировать людьми, которые чего-то боятся», – пишет Софико Шеварнадзе.

Дайджест о влиянии коронавируса на общественную жизнь

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение