• к-Темы
  • 30.12.21

Восприятие экономических последствий пандемии: итоги 2021 года

Как менялись экономические настроения, ожидания и поведение россиян

qr-code
Восприятие экономических последствий пандемии: итоги 2021 года

В материале приведены результаты ежедневных инициативных телефонных опросов к-Зонд и квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

К концу 2021 года большинство показателей, которые характеризуют восприятие населением экономических последствий пандемии, снизились. При этом в течение года они менялись волнообразно: как правило, росли на фоне очередной волны заболеваемости и снижались по мере улучшения ситуации (и на фоне мер борьбы с коронавирусом). Рост тревожности, обусловленный каждой новой волной пандемии, в 2021 году был уже не столь сильным, как в самом ее начале: люди адаптируются к ситуации и привыкают жить в пандемической экономической реальности. Новой серьезной угрозой для благополучия россиян в 2021 году стала сильно растущая инфляция: она, а не последствия пандемии, вынуждает людей усиливать экономию и беспокоиться о своем финансовом будущем.

Весь 2021 год мы продолжали следить за тем, как россияне переживают финансовые проблемы, вызванные пандемией коронавируса, как на этом фоне меняются их настроения и ожидания. В нашем фокусе были три основных аспекта жизни населения: материальное положение, работа и потребление.

Наблюдения показывают: в 2021 году изменения финансового поведения и установок были вызваны двумя основными факторами – пандемией и инфляцией.

В целом в 2021 году большинство показателей, отражающих восприятие нашими согражданами экономической ситуации на фоне пандемии, снизились, но это снижение было не поступательным, а волнообразным.

К декабрю 2021 года мы выделяли уже шесть фаз* восприятия экономических последствий пандемии, в которых тревожность, порожденная очередной волной заболеваемости ковидом, сменялась успокоением, а оно – новым беспокойством.

Первые три фазы относятся еще к 2020 году: это испуг (конец марта – май 2020 года), передышка (июнь – сентябрь 2020 года) и тревога (октябрь – декабрь 2020 года). Самой страшной для россиян оказалась первая фаза: в этот период негативные оценки ситуации и показатели опасений по поводу будущего были максимальными. Индексы экономических ухудшений и экономических опасений (рассчитываемые ФОМом комплексные индикаторы ) достигали соответственно 31 и 28 пунктов из 100 возможных. Лето прошлого года принесло облегчение и снижение показателей (до 25 и 21 пункта соответственно к сентябрю 2020 года – фаза передышки), а фаза тревоги, совпавшая со второй волной заболеваемости ковидом, – новый рост беспокойства. Индекс экономических ухудшений в ноябре 2020 года увеличился до 28 пунктов, экономических ожиданий – до 25 пунктов. Это был второй максимум, с тех пор ни один из этих индикаторов не достигал такого уровня.

Тревожность снова начала снижаться уже в январе 2021-го, и к маю индикаторы заметно опустились: наступила четвертая фаза – расслабление (январь – май 2021 года). В мае 2021 года оба индекса (экономических ухудшений и опасений) были на довольно низком уровне: 23 и 18 пунктов соответственно. Пятая фаза – напряжение – началась на фоне очередной волны пандемии во второй половине июня 2021 года. Однако в эту фазу рост индикаторов не достиг ни уровня фазы тревоги, ни тем более уровня первой фазы – испуга.

А вот период с августа 2021 года и по настоящее время мы назвали фазой адаптации. Несмотря на то что уровень заболеваемости осенью 2021 года начал расти, причем в октябре – ноябре среднее число заболевших в день существенно превышало показатели годичной давности, индикаторы экономических ухудшений и опасения росли незначительно, а к декабрю их рост остановился на уровне 23 и 19 пунктов соответственно. Четвертая волна пандемии, несмотря на ее масштабы, напугала россиян уже гораздо меньше, чем предыдущие. Люди постепенно адаптируются к ситуации в целом: каждая новая волна тревожности и ниже, и короче предыдущей, даже несмотря на то что уровень заболеваемости оказывается выше.

При этом в изучаемых нами аспектах экономической жизни населения (материально положение, работа и потребление) тревожность по поводу очередных волн пандемии проявляла себя по-разному.

Острее всего проблемы с деньгами россияне чувствовали во время первой фазы пандемии, в апреле 2020 года: тогда доли говоривших о потерях в доходах и о необходимости экономить были максимальными: 51 и 45% соответственно. Судя по всему, в этих оценках отражалась не только объективная реальность (тогда начались локдауны и увольнения), но и страх неизвестности, поскольку пандемия еще только развивалась. Затем произошел спад в оценках, новый всплеск случился уже осенью 2020 года на фоне второй волны коронавируса. Локальных минимумов все показатели достигли в апреле – мае 2021 года, а на фоне фазы нового напряжения и третьей волны выросли снова – но уже не так резко, как во время второй волны. В июле 2021 года (на фоне третьей волны) сообщали о снижении доходов и о необходимости больше экономить 38 и 36% россиян соответственно, в ноябре (на фоне четвертой волны) – 34 и 38%.

Что интересно: если в начале пандемии люди заметно чаще жаловались на сокращение доходов, нежели на необходимость экономить, то к началу 2021 года частота жалоб по обоим поводам практически сравнялась. К концу 2021 года говорить об усилении экономии люди стали чаще, чем о том, что их доходы уменьшаются. Судя по всему, обусловленные пандемией финансовые потери (которые в ее начале были связаны в основном с проблемами на работе и выплатами зарплаты) уступают место финансовым проблемам, обусловленным инфляцией, которая весь год росла галопирующими темпами. Отсутствие роста доходов на фоне такой высокой инфляции побуждает все больше россиян затягивать пояса.

В 2021 году, как и годом ранее, тяжелее остальных переживали денежные трудности, вызванные пандемией, наименее обеспеченные слои населения, а также безработные. Продолжали сталкиваться с финансовыми проблемами предприниматели и самозанятые, но им было легче из-за наличия достаточных социальных ресурсов (в этой группе обычно много мужчин, людей активного трудоспособного возраста и изначально небедных, что и позволяет им лучше адаптироваться к трудностям). Обозначившийся еще в начале пандемии разрыв в оценках и настроениях этих групп с остальными россиянами в 2021 году сохранился, хотя в этих группах все наблюдаемые нами показатели за год в целом снизились. 

Второй аспект жизни россиян, находившийся весь год в фокусе нашего внимания, – работа. В первый год пандемии тревожность работающих по поводу своих трудовых перспектив была очень высокой, особенно в фазы испуга и тревоги (вторая волна в этом плане напугала работников не меньше, чем первая). С начала 2021 года мы наблюдали снижение беспокойства, которое вновь росло, как и остальные показатели, в июне и октябре – ноябре 2021 года (третья и четвертая волны пандемии). И хотя летом и осенью рост тревоги был уже не таким сильным, как в начале пандемии, все равно значительная часть работников опасалась потери места (47% – в июне и 46% – в октябре) и сокращения зарплаты (35 и 32% соответственно). 

Мы уже неоднократно отмечали в наших сюжетах, что работники частных предприятий переживают финансовые проблемы, вызванные пандемией, острее, чем работники госсектора (см, например, сюжеты «Потери в зарплате из-за пандемии», «Проблемы на работе», «Работающие по найму: потери в доходах и экономия из-за пандемии»). В 2021 году ситуация и у тех и у других улучшилась, однако занятые в частном секторе продолжают жаловаться на потери в зарплате вдвое чаще, чем работники государственных предприятий; уровень опасений относительно своего трудового будущего среди них также выше. 

Наконец, третий жизненный аспект, по которому мы наблюдаем за переживаниями экономических последствий пандемии, – это потребление.

Потребительские настроения россиян из-за пандемии значительно ухудшились. В августе 2020 года (когда, напомним, люди переживали фазу передышки межу двумя первыми волнами) Индекс потребительских настроений (ИПН) составлял всего 85 пунктов из 200 возможных, что было существенно ниже допандемического уровня (хотя, вероятно, и выше, чем в самом начале пандемии, – однако в период с апреля по июль мы его не измеряли в связи с обусловленным локдаунами отказом от проведения поквартирных опросов в рамках заказа Банка России и заменой их на телефонные опросы). После небольшого роста в начале осени 2020 года в ноябре, на фоне второй волны пандемии, ИПН опустился до 81 пункта. Новый рост показателя начался лишь в начале 2021 года, а оба новых падения соответствовали третьей и четвертой волнам (причем тут снова «просадка» показателей была меньше, чем во время первых двух волн пандемии: до 84 пунктов в июле и ноябре 2021 года). А вот собственно потребительское поведение уже весной 2021 года начало возвращаться к допандемическому: россияне стали реже прибегать к отказу от покупок, реже делать сбережения или пользоваться кредитами именно из-за пандемии. Доли совершавших крупные расходы, даже несмотря на низкий уровень потребительских настроений, к лету 2021 года вернулись на допандемический уровень, а осенью даже превысили его. Наблюдавшееся в этом году снижение данного показателя носило либо сезонный характер, либо (как в ноябре 2021 года) было обусловлено локдауном (который, впрочем, был несопоставим по масштабам и последствиям с локдаунами 2020 года).

Подводя итог уходящему, 2021 году, можно заметить следующее: на исходе второго года пандемии россияне научились адаптироваться к ее экономическим последствиям. Рост заболеваемости и локдауны уже не так пугают население и не заставляют сильно пересматривать свои трудовые, финансовые и потребительские практики (последние так и вовсе возвращаются на допандемические «рельсы»). Тем не менее тревога в отношении трудового будущего и пессимистические потребительские настроения сохраняются (хотя уже и не в таких масштабах, как в прошлом году). И этот пессимизм обусловлен уже не только и не столько пандемией, сколько непрекращающимся ростом инфляции. Последний при сохранении подобных темпов уже в наступающем, 2022 году может потеснить пандемическую повестку в массовом сознании.

________________

* Фазы восприятия финансовых последствий пандемии были частично описаны в статье Н. Гашениной и Л. Пресняковой «Пять фаз восприятия пандемии: оценки, ожидания и тревоги россиян» на портале «Эконс»: https://econs.online/articles/ekonomika/pyat-faz-vospriyatiya-pandemii-otsenki-ozhidaniya/. Дата обращения: 3 ноября 2021 года.

______

**Данные по заболеваемости ковидом приведены по состоянию на 27 декабря 2021 года. Источник: расчеты инФОМ на основе данных сайта Стопкоронавирус.рф. https://стопкоронавирус.рф/information/.

______

***Данные по инфляции приведены по состоянию на 20 декабря 2021 года. Источник: https://rosstat.gov.ru.

Источники данных

1. Опрос К-Зонд. Всероссийский опрос населения 18 лет и старше.

Даты проведения опросов: 17–20 сентября, 23–27 октября, 18–22 ноября, 23–27 декабря 2020 года, 21–25 января, 19–23 февраля, 19–23 марта, 19–23 апреля, 19–23 мая, 18–22 июня, 19–23 июля, 20–24 августа, 19–23 сентября, 19–23 октября, 19–23 ноября и 17–21 декабря 2021 года.

С 17 апреля по 20 сентября 2020 года ежедневно опрашивались 450 респондентов, далее по 300 респондентов. Метод опроса: телефонный опрос. Данные с 17 апреля по 20 сентября 2020 года объединены помесячно, в остальные периоды – за 5 дней.

 

2. Квартирный опрос по заказу Банка России.

87–106-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса  интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%.

______

Данные для графиков 45 взяты из таблиц по опросам населения, выполненных ООО «инФОМ» в июне, августе – декабре 2021 года по заказу Банка России и опубликованных на сайте Банка России в разделе «Инфляционные ожидания» в рубрике «Статистические данные»:

 

По графику 4:

  • данные по октябрь 2021 года: 104-й опрос населения, файл «Октябрь 2021», лист «Данные для графиков». Дата обращения: 15 ноября 2021 года.

Ссылка для скачивания:

https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/39000/stat_Infl_exp_21-10.xlsx;

  • данные за декабрь 2021 года: 106-й опрос населения, файл «Декабрь 2021», лист «Данные для графиков». Дата обращения: 24 декабря 2021 года.

Ссылка для скачивания https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/39662/stat_Infl_exp_21-12.xlsx.

 

По графику 5:

  • 106-й опрос населения, файл «Декабрь 2021», лист «Данные для графиков». Дата обращения: 24 декабря 2021 года.

Ссылка для скачивания https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/39662/stat_Infl_exp_21-12.xlsx.

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ