• к-Темы
  • 28.07.20

Как пандемия влияла на рабочие процессы

Сколько работников были переведены на удаленный режим, потеряли доход полностью или частично и как ситуация изменилась к июлю

Приведены результаты семи телефонных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

В предыдущих обзорах рынка труда в условиях пандемии мы рассказывали о ситуации на работе в первые недели режима самоизоляции, ее изменении к середине мая, процессах, происходивших на государственных и негосударственных предприятиях, позитивных сдвигах к началу лета и во второй половине июня. В июле мы спросили россиян о режиме труда и его оплате за весь период с начала пандемии. 

Ситуация с занятостью и безработицей

Доля работающих по найму, включая пенсионеров, продолжает постепенно сокращаться, и июль не стал исключением. Основное снижение численности занятых произошло в первые два месяца пандемии (с 52% в начале апреля до 47% в конце мая), в дальнейшем оно существенно замедлилось, но не остановилось. К июлю доля работающих по найму сократилась до 44% от всех опрошенных. 

Сильнее всего пострадали частные предприятия и НКО, в которых в начале апреля трудились по найму 29% опрошенных, а с начала мая – 22–24% (в июле – 23%). Работающие на государственных предприятиях или предприятиях с частичным государственным участием составляли 19–22%, их доля с начала апреля существенно не менялась.

Параллельно со снижением доли занятых росла доля безработных, увеличившись ко второй половине мая вдвое, до 8%. С июня она находится в пределах 6–7% (в июле – 7%). 

Под работниками бюджетных (государственных) предприятий подразумеваются те, кто обозначил свое место работы как «полностью бюджетное (государственное)» или «с частичным государственным участием», а под работниками частных предприятий – те, кто трудоустроен «на частном (негосударственном) предприятии» или в некоммерческой организации (НКО).

Переход на удаленный режим работы

С середины марта 31% наемных работников переходили на удаленный режим, причем в равной мере на бюджетных и частных предприятиях. Больше всего «удаленщиков» было среди наемных работников в столице (59%) и других городах-миллионниках (42%), также среди работающих по найму людей с высшим образованием (41%) и женщин (36%).

К началу июля 15% наемных работников вернулись на привычные рабочие места полностью, 7% – частично (на бюджетных предприятиях немногим больше, чем на частных: 9 и 6% соответственно). Все еще продолжают трудиться из дома 9% наемных работников. Среди москвичей и лиц с высшим образованием этот показатель самый высокий: 30 и 15% работающих по найму соответственно. 

Не переходили на удаленный режим две трети работающих по найму (64%). Чаще всего – мужчины (72% среди наемных работников), люди, имеющие среднее специальное образование (74%), жители городов с численностью населения менее миллиона человек. 

Сокращение зарплаты во время пандемии и возвращение к привычному уровню оплаты труда

Две трети наемных работников во время пандемии получали зарплату в полном объеме. Однако среди работников частных предприятий этот показатель заметно ниже (55%), чем среди бюджетников (79%). Сокращали трудовые доходы каждому пятому занятому, еще 11% совсем прекращали выплаты (на частных предприятиях – 17%, на государственных – 3%). 

К июлю же ситуация заметно улучшилась, в том числе в частном секторе. Почти половина потерявших ранее в трудовых доходах начали получать их на доэпидемическом уровне (это 13% от всех работающих по найму; среди работников государственных предприятий таковых 6%, частных – 21%). 

При этом до сих пор не восстановилась до уровня начала года заработная плата у 16% от всех работников. В бюджетной сфере ситуация чуть лучше – об этом сообщили 10%. Тем не менее практически все занятые в госсекторе получают хотя бы какие-то выплаты. Больше половины из них надеются на то, что начнут получать зарплату в полном объеме уже в течение ближайших четырех месяцев. 

На частных предприятиях положение хуже – все еще не в полной мере получают зарплату 16% работников, 5% пожаловались на полное отсутствие выплат. При этом 7% надеются, что их зарплата вернется к доэпидемическому уровню в течение четырех месяцев, столько же называют более длительный срок, а 6% затруднились с ответом. 

________________

Источники данных: семь всероссийских телефонных опросов граждан 18+ (метод CATI – Computer-assisted telephone interviewing), выполненных по заказу Банка России 2–10 апреля, 16–24 апреля, 30 апреля – 7 мая, 14–21 мая, 1–7 июня, 15–21 июня и 6–12 июля 2020 года. В каждом опросе – не менее 1500 респондентов, 82 субъекта РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,0%.

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ