Исследовательский комментарий на основе серии глубинных интервью с руководителями и топ-менеджерами компаний о том, как пандемия сплотила представителей бизнес-сферы
В материале «Принцип домино: почему сложно назвать наиболее пострадавшие отрасли» мы говорили о том, что сегодня трудно найти компании, которые работают изолированно и никак не взаимодействуют с другими бизнесами. Также мы рассмотрели примеры таких взаимосвязей, чтобы показать, как приостановка работы одной компании может повлечь череду сложностей у компаний из других сфер.
В этой публикации мы продолжаем рассказ про отношения между компаниями. Речь пойдет о том, почему в трудные времена бизнесы стараются объединиться и поддерживать друг друга.
Вероятно, многие новые форматы такого сотрудничества сохранятся и после окончания пандемии.
В проведенных нами интервью часто встречается мнение, что в пандемию представители бизнес-сообщества стали более отзывчивыми, креативными и сплоченными. Это объясняется тем, что в это трудное время на первый план для компаний вышли вопросы выживания, а не конкуренции. Большинство руководителей бизнесов понимают, что находятся в одной лодке и в одиночку выплыть будет гораздо сложнее. Поэтому они начинают обмениваться опытом и помогать друг другу.
Инна Пехова, управляющая компания Venedi Hotel Group: «Люди больше стали помогать безвозмездно. Есть очень много ресурсов, где можно написать о своей проблеме и предложить помощь. Это хорошее изменение. Я считаю, тяжелая ситуация не разобщила, а, наоборот, сплотила людей».
Закон выживания во время пандемии – это вовсе не закон джунглей, когда каждый сам за себя. Перед общим вызовом бизнесы готовы сплотиться и усилить совместную работу. Находясь внутри сообщества и ощущая причастность к общему делу руководителям компаний легче бороться. Там всегда можно найти единомышленников, попробовать снизить издержки, при помощи совета или нужного контакта выйти на новых клиентов. Причем это могут быть как внутриотраслевые партнерства, так и объединения компаний из разных сфер.
Неформальное общение с теми, кто испытывает похожие трудности, становится важным аспектом выхода из стрессовой ситуации. В начале пандемии Анна Габер, руководитель «Агентства ЭйДжи» в сфере деловых мероприятий, начала общаться с коллегами из других стран ради обоюдной поддержки, обмена информацией и идеями. Это помогло ей справиться с паникой и привело к идее создать социальный проект для обсуждения проблем в сфере туризма. Проект объединил более 1,5 тыс. профессионалов туристической сферы из России, Прибалтики и стран СНГ. В результате проект стал поддерживающим ядром не только для его инициаторов, но и для многих компаний из разных стран, работающих в туристической сфере. За несколько месяцев существования проекта его участники создали несколько партнерств. Кроме того, в сообществе начали проводить онлайн-эфиры со специалистами в сфере карьерного развития и помогать решать вопросы трудоустройства. Как отмечает создатель проекта, возможность реализации своих идей и позитивная обратная связь мотивируют людей не падать духом и двигаться вперед.
Анна Габер, «Агентство ЭйДжи» в сфере деловых мероприятий: «Я села и подумала: ведь я не одна такая. И стала искать, кто из моих коллег по всему миру оказался в такой же ситуации. Мы стали общаться в одном чате, и в тот момент, когда казалось, что все сейчас обрушится, эта коммуникация оказалась очень ценной. Мы поддерживали друг друга, обменивались опытом. И этот, назовем его так, социальный проект оказался поддерживающим ядром не только для меня, но и для многих людей из разных стран. Поэтому первое, что нужно делать, – искать помощи извне, объединяться, договариваться».
Похожий проект был запущен и промоутерами. После отмены мероприятий ивент-компании столкнулись с проблемой возврата билетов. Организаторы оказались в затруднительном положении, поскольку полученные средства уже были в обороте, и они не могли вернуть деньги за билеты большому числу людей. Проблема могла быть разрешена только законодательным путем. Кризисная ситуация побудила промоутеров объединяться и пытаться коллективно справиться с трудностями.
Семен Гальперин, концертные площадки «Дом печати» и Tele-club в Екатеринбурге: «У нас нет официально зарегистрированной ассоциации, с членскими взносами и президиумом. Но есть сообщество. Российские промоутеры довольно быстро нашли друг друга и создали общий чат сначала в WhatsApp, потом в Telegram. Там мы вместе все обсуждаем, и новости мгновенно становятся известны всем. Среди авторитетных членов этого сообщества была сформирована инициативная группа, которая общалась с Администрацией президента и Правительством РФ по поводу поддержки отрасли».
Еще одним примером формирования профессионального сообщества стала Ассоциация предпринимателей индустрии красоты, о которой рассказала Александра Давыдкина, руководитель маникюрных салонов «Пальчики» в Самаре. В бьюти-индустрии пандемия обнажила острые проблемы депрофессионализации отрасли, увеличения доли серого бизнеса. Ввиду роста числа мастеров, предоставляющих услуги на дому, официально работающие салоны красоты потеряли часть клиентов. Эта ситуация мобилизовала компании создать объединение для разработки и уточнения стандартов деятельности, налаживания диалога с государством.
Александра Давыдкина, маникюрные салоны «Пальчики»: «В Москве была создана Ассоциация предпринимателей индустрии красоты, которая и добилась включения салонов красоты в сферу пострадавших. Не могу не отметить нашу управляющую компанию по франшизе, которая была ее активным участником. В Самаре мы также пытаемся выступать ассоциацией, объединяться с другими предпринимателями индустрии красоты, чтобы действовать более централизованно. Сейчас есть возможность привлечь внимание к нашей индустрии, вести диалог по ее «обелению».
Александра Давыдкина отмечает и еще один интересный момент, связанный с взаимоотношениями компаний, – на этот раз в рамках франшизы. Управляющая компания сети маникюрных салонов «Пальчики» расположена в Москве, где раньше всего почувствовали приближение пандемии. И хотя долгое время представители салонов в Самаре были уверены, что до них ограничения не дойдут, они все же следили за ситуацией и заранее были готовы действовать. По словам Александры Давыдкиной, поддержка управляющей компании очень помогла региональным партнерам.
Руководители компаний отмечают, что поддержку стоит искать не только внутри своей отрасли. Эффективными могут быть и объединения с представителями других бизнес-направлений. Межотраслевые сообщества помогают расширить представление о ситуации, выйти за рамки привычных подходов к работе и найти новые идеи для развития бизнеса.
Виктория Печенкина, туристическая компания JSP Business Travel: «Я состою в бизнес-клубе «Атланты». Это дает возможность общаться с другими предпринимателями, выяснять у кого какая ситуация, кто как на нее смотрит. За время пандемии у нас было огромное количество встреч в Zoom. Это позволило понять, что изменилось на рынке, в каких отраслях ситуация хуже, в каких – лучше. Поддержка бизнес-клуба помогла держать себя в тонусе».
Первое, что сделали большинство организаций после введения ограничений, – постарались получить скидки или отсрочки по аренде. Однако арендодатели не всегда были готовы идти навстречу. Карина Яковлева, основатель и генеральный директор кадрового агентства Business Travel Job рассказывает, что с началом пандемии ее компания, как и многие другие, перешла на удаленную работу. Кроме того, решено было отказаться от одного из двух офисов, что позволило урезать расходы. После чего последовали долгие переговоры с арендодателем о снижении платы за оставшееся офисное помещение. По словам Карины Яковлевой, арендодатель не собирался идти на уступки, но изменить ситуацию помогли другие арендаторы, оказавшиеся в такой же ситуации. Скооперировавшись, компании добились пересмотра условий. Риск потери всех арендаторов побудил собственника согласиться на снижение платы.
Карина Яковлева, кадровое агентство Business Travel Job: «У нас были проблемы и долгие переговоры с арендодателем. Многие владельцы помещений не хотели снижать стоимость аренды даже на период пандемии. Нам помогли соседи, которые снимали помещение на том же этаже. Мы готовы были уйти все разом из этого офиса. Его владелица поняла, что может потерять сразу всех арендаторов и снизила цену. Но это была борьба не на жизнь, а на смерть: все соседи по этажу объединились и вместе мы добились цели. Одна бы я этого не сделала».
Стоит отметить, что в основном собственники помещений все же шли навстречу партнерам. В некоторых ситуациях арендодатели даже полностью отменяли плату за аренду помещения, как это было в случае с ювелирными магазинами Wanna?Be! и «Агентством ЭйДжи» в сфере деловых мероприятий.
Анна Габер, «Агентство ЭйДжи» в сфере деловых мероприятий: «Наш арендодатель нам очень помог. Это была поддержка для нас, в том числе моральная, – два месяца без оплаты. При этом не надо было с ним бороться, доказывать что-то».
Как отмечает исполнительный и бренд-директор компании по производству одежды Urbantiger Анастасия Пиорунская, подобные компромиссы служат примером успешного объединения представителей разных сфер бизнеса. Компания Urbantiger смогла договориться со многими арендодателями о снижении платежей как на период ограничений, так и на следующие месяцы. В большинстве случаев она оплачивала только эксплуатационные расходы.
Анастасия Пиорунская, бренд одежды Urbantiger: «Это очень хороший пример того, как бизнесы в горе сплачиваются. Человеческое отношение не пропало. Арендодатели понимают, в какой ситуации мы оказались. Мы смогли договориться со многими из них, хотя по договорам нам все могли отказать».
В этой публикации мы показали, как сообщества оказывают моральную поддержку своим участникам, за счет эффекта синергии помогают решить проблемы с арендодателями и найти новые идеи для развития бизнеса. В следующей – речь пойдет о коллаборациях, результатом которых является создание совместных продуктов или проектов, о реферальных программах и слияниях бизнесов.