Исследовательский комментарий о составляющих антихрупкости, которые помогают компаниям становиться сильнее в условиях пандемии
Пандемия коронавируса стала настоящим «черным лебедем» – редким, непредсказуемым событием, которое невозможно было спрогнозировать или управлять им. Вначале мы могли лишь догадываться, как пандемия повлияет на судьбы российского бизнеса. Однако было понятно, что происходящее отразится на каждой компании. Из-за коронакризиса кто-то был отправлен в нокаут, кто-то был потрясен, но выдержал. Но есть бизнесы, которые в ситуации неопределенности смогли не просто выжить, а стать сильнее после потрясений, продемонстрировать антихрупкость.
Понятие антихрупкости ввел американский профессор Нассим Талеб. Антихрупкость – способность организма или структуры извлекать выгоду из неудач, совершенствоваться под воздействием стрессов. Она свойственна тем, кто способен меняться вместе с окружающей действительностью в условиях неопределенности. Антихрупкость – это не про эластичность, гибкость или неуязвимость, а про тренируемость или закаливаемость. Чем антихрупкость отличается от гибкости? Гибкое противостоит встряске и остается прежним. Антихрупкое, пройдя сквозь испытания, становится лучше прежнего.
В к-Теме «Корпорации и пандемия» мы изучаем антихрупкий бизнес – выжившие фирмы, которым удалось не просто удержаться на плаву, но и успешно модернизировать и переориентировать свою деятельность в период пандемии. Обстоятельства обязывают руководителей компаний оперативно реагировать на изменения, не питая иллюзий, что завтра все невзгоды исчезнут сами собой. Бизнес-сообщество оказалось в новой реальности с новыми законами, рынками, подходами к менеджменту и клиентским поведением. Мы собираем информацию об успешных бизнес-практиках, чтобы сохранить и передать опыт героев исследования представителям компаний, которые захотят стать антихрупкими, оказать им помощь на этом пути.
Анна Лунегова, студия йоги «Материал»: «Сегодняшние реалии побуждают нас быть успешными в сложившихся обстоятельствах. А это значит проявлять новые качества, делать новые наработки и смело идти дальше. Если ты чего-то боишься – бойся, но делай. Не бывает постоянного подъема. Поэтому, даже когда происходит спад, надо продолжать двигаться дальше и помнить, к какому результату ты хочешь прийти».
Антихрупкое становится лучше и сильнее после пережитых потрясений. Сила и улучшения у разных компаний проявились по-разному. Кто-то расширился и освоил новые направления работы, кто-то укрепил свою команду, кто-то отказался от лишнего и хрупкого, кто-то совершил ошибки и получил новый опыт. Далее остановимся на свойствах антихрупкости подробнее.
Анастасия Пиорунская, магазины одежды Urbantiger: «Мы буквально за две недели переориентировали производство и начали шить медицинские костюмы из той ткани, которая была изначально создана для наших горнолыжных костюмов. Особенность костюма – в том, что он дышит, в отличие от противочумных костюмов. В России раньше никто над этим не думал, потребности не было. Но, когда врачам приходится каждый день входить в «красную» зону, это очень важно».
Наталия Серафимова, сеть фитнес-клубов «ДОН-Спорт»: «Не все идеи «выстреливают» на 100%. Мы настроены много тестировать и много пробовать, чтобы быстро извлекать из этого опыт, быстро учиться на ошибках, модернизировать и снова пробовать. Такова наша стратегия».
Илья Слепов, сеть спортивных магазинов RunLab: «Трудности – понятие субъективное. В ситуации пандемии условия в рознице у всех были одинаковыми, но каждый предприниматель воспринимал их по-своему. Я расценивал это не как трудности, а, скорее, как интересные задачи».
Михаил Павлов, проект Yoga_Method: «Закрытие студии – это прежде всего работа с активом. Как человек бизнеса я понимал, что можно было продолжать финансировать студию из своих средств, из средств кредитных, инвестиционных, можно было найти разные формы продолжения работы. Ситуация не была критичной. Это был вопрос ликвидности и перспективности актива, который мне больше не виделся таковым».
Евгений Мещеряков, суши-бар «Ой’си»: «Конечно, вначале коллектив чувствовал себя достаточно подавленным, и два человека ушли, потому что не справились с переломным моментом. Сложное время показало, кто чего стоит, кто что делает, кто как себя проявляет. Мы стали одной большой рабочей семьей и сделали вместе большое дело».
Сергей Третьяков, кафе-кондитерская «Кондитория»: «Одним из приятных моментов было то, что команда не опустила руки. Ребята сами, исходя из отношения к компании и понимая, что она сейчас, возможно, недозаработает, начали корректировать свои графики».
Ирина Стройнова, ювелирный бренд WANNA?BE!: «Мы пересмотрели весь свой финансовый учет, план и бюджет, теперь я понимаю, что можно было и раньше сократить расходы, сделать их более разумными. Сейчас я рада, что заранее позаботилась о подушке безопасности для компании и ее гибкости: небольшой штат, многофункциональные сотрудники».
Евгений Мещеряков, суши-бар «Ой’си»: «Я – за ремесло, за труд. Считаю, что то, что делается ручным трудом, достойно уважения и будет жить всегда. Нам есть чем заняться: у нас есть базис знаний, который хочется применить и реализовать, поэтому на других я особо и не смотрю».
Антихрупкость – больше, чем просто предмет исследования, это инструмент по поиску решений для дальнейшего развития компаний. Данный концепт возник в нашем исследовании не сразу. После того как мы собрали первые 30 интервью с представителями компаний, мы задались вопросом: что общего у этих организаций? Независимо от сферы деятельности и размера бизнеса, свойства антихрупкости стали универсальными чертами рассмотренных кейсов.
Компаниям важно не просто справиться с неопределенностью, не просто пережить ее, а чему-то научиться, извлечь из ситуации полезные уроки. Для этого нужно понять механизмы антихрупкости, которые позволят в условиях новой реальности принимать решения, ведущие к успеху.
Виталий Горбатюк, транспортная компания «Главдоставка»: «Пандемия научила: мы никогда не сможем предвидеть того, что произойдет. Надо быть готовыми к этому. Всегда нужно быть антихрупким, быть готовым к изменениям».
Предсказать такие события, как пандемия, невозможно, а выявить и развивать антихрупкость – в силах руководителей.
1. Наращивание антихрупкости – универсальный инструмент, который подходит любой организации, независимо от ее параметров.
2. Уникальность антихрупкости состоит в том, что она позволяет работать в условиях неопределенности и добиваться успеха.
3. Антихрупкость компании – это то, на что руководители могут повлиять. В отличие от внешних обстоятельств, поведения других компаний и потребителей.
Дмитрий Барсенков, Музей русского импрессионизма: «Изменения, какими бы они ни были и в чем бы ни была их причина, часто ведут к развитию. Мы можем либо поддаться импульсу, пойти вперед и стать лучше, либо завять. Безусловно, движение потребует усилий с нашей стороны. Но, я думаю, оно того стоит. И тот, кто попробует эту волну оседлать, будет победителем. А тем, кто окажется под ней, я не завидую».