• к-Темы
  • 04.09.20

Пандемия меняет: способы адаптации компаний к новым условиям. Часть 3.

Третья часть исследовательского комментария на основе глубинных интервью с руководителями бизнесов разных размеров и из разных отраслей. В период пандемии практически каждая компания столкнулась с неизбежностью изменений в своей деятельности. Режим самоизоляции и ограничения в работе спровоцировали возникновение новых бизнес-процессов и трансформацию старых. Как именно адаптировались компании?

В ходе исследования ФОМ пообщался с 30 руководителями компаний. На основе их рассказов мы смогли выделить шесть разных способов удержаться на плаву и начать новый виток развития бизнеса в условиях ограничений или после их снятия.В третьей части исследовательского комментария мы рассмотрим кейсы компаний, которые вышли в новые ниши и начали развивать новые направления деятельности (способ адаптации №5) и продолжили работу без кардинальных изменений в деятельности (способ №6).

Способ адаптации №5: выйти в новые ниши, сферы деятельности

Некоторым компаниям пришлось приостановить основные направления работы. Чтобы удержаться на плаву, руководители этих организаций решили осваивать принципиально новые направления деятельности, которыми можно заниматься с учетом ограничений.

Один из примеров такого бизнеса – компания «Технократ», которая до пандемии занималась организацией крупной конференции в области информационных технологий Russian Tech Week. Конференция планировалась в мае, однако в начале марта стало понятно, что провести ее невозможно. Руководитель «Технократа» Олег Петряшев перенес событие на конец осени и заморозил подготовку к нему. На время режима самоизоляции компания занялась разработкой и продвижением нового продукта – платформы для микрообучения онлайн. Услуга оказалась востребованной. Олег Петряшев отмечает, что во время пандемии многие люди получили опыт онлайн-обучения, благодаря чему в будущем этот формат может стать нормой.

Олег Петряшев, компания «Технократ»: «Мы сделали больше продаж, чем планировали, привлекли интересных спикеров, создали полезный контент в виде курсов».

«Агентство Эй Джи» на протяжении 10 лет занимается организацией корпоративных мероприятий и деловых поездок. Ввиду специфики работы оно также приостановило свою основную деятельность. В начале пандемии агентство переключилось с корпоративных выездных мероприятий на традиционный туризм. Это оказалось возможным благодаря наличию лицензии на туристическую деятельность. Компания даже провела специальное маркетинговое исследование, которое показало, что в ближайшие несколько месяцев традиционная туристическая деятельность будет более популярной и прибыльной, чем организация деловых мероприятий.

Анна Габер, «Агентство Эй Джи»: «Мы подумали, что традиционный туризм станет доступен раньше, чем корпоративный. Поэтому разработали интересный продукт – «Путешествие плюс». Мы сделали маркетинговое исследование и выделили четыре направления, которые, по результатам опроса, оказались наиболее интересными для путешественников: гастротуризм, релакс-отдых, отдых с детьми и «Путешествие к себе». 

У бренда одежды Urbantiger производство было переориентировано на пошив костюмов для врачей, работающих в «красной зоне». Компании пришлось приостановить работу офлайн-магазинов, что стало ощутимым ударом по объемам прибыли. Способ выстоять – сконцентрироваться на изготовлении такого товара, который пользовался бы большим спросом в пандемию. Поэтому Urbantiger откликнулся на запрос от Минпромторга, прошел все необходимые тесты и проверки и вывел новый продукт в продажу.

Анастасия Пиорунская, бренд одежды Urbantiger: «Для нас, для нашей розничной компании, для фешен-бренда – это новый бизнес. Мы не понимали ничего в медицине, не знали, какие надо проходить тесты, куда бежать, что делать, но общая сплоченность позволила нам создать действительно хороший продукт».

Открытие новых направлений деятельности и освоение других ниш в условиях пандемии оказалось свойственным заведениям общественного питания. Так, владелец сети кофеен «Бодрый день» Лев Бодров рассказал, что с самого начала режима самоизоляции его компания ощутила сильное падение спроса. Даже организация быстрой и отлаженной доставки не спасала положение кафе: в ситуации неопределенности люди начинали экономить. Поэтому руководитель компании решил искать доход в других источниках и подал заявку на государственный тендер по организации питания в российских тюрьмах. Компания выиграла тендер – и питание для заключенных стало еще одним полноценным направлением работы.

Главный стратегический ход кафе «Кондитория» в Екатеринбурге – расширение проекта за счет объединения с другим бизнесом. Это слияние позволило интегрировать в бизнес пищевое производство и помогло обоим партнерам оказаться в плюсе. Владелец компании Сергей Третьяков рассказал, что у руководителей «Кондитории» давно было желание открыть новые направления, были технологии, но не хватало людей. Благодаря новому партнеру удвоились и оборот компании, и выручка, и численность сотрудников. Теперь в кондитерской можно купить готовые завтраки и обеды. Кроме того, там появился холодильник для замороженной продукции: фермерских продуктов, а также пельменей и вареников, слепленных вручную. Бренд «Кондитория» стал выпускать собственное мороженое, в проекте – развитие линии слоеной выпечки, в том числе замороженной, для домашнего приготовления. Клиенты компании стали внимательнее относиться к собственным тратам – и заведение предложило им бюджетную продукцию хорошего качества.

Освоение ниши розничной продуктовой торговли произошло и в гастрономическом проекте «Ой’си» – суши-баре на Центральном рынке в Москве. Когда двери Центрального рынка закрылись, перед Евгением Мещеряковым, владельцем заведения, встала задача поиска новых точек продаж. Альтернативой суши-бару стали продовольственные магазины сети «ВкусВилл». Коллектив «Ой’си» специально разработал несколько новых видов роллов, подготовил документы и начал поставки.

Евгений Мещеряков, суши-бар «Ой’си»: «Мы ушли в ретейл. Я еще в феврале об этом задумывался. Однажды я познакомился с человеком, который представляет «ВкусВилл». Он мне рассказал, что очень любит роллы из суши-бара на Центральном рынке и хотел бы поставлять такие в магазин. Я был очень удивлен, сказал, что это мой суши-бар, и, собственно, так все и началось».

Способ адаптации №6: работать без кардинальных изменений в деятельности

Для некоторых компаний не произошло существенных изменений: они продолжили работать в прежнем режиме, но с учетом ограничений, связанных с пандемией.

Для кадастровой компании «КОР» основными изменениями стали перевод сотрудников на удаленный режим работы и увеличение доли электронного документооборота. Второе, несомненно, является плюсом для компании, так как ускоряет и упрощает процесс обмена документами. Руководитель компании Алексей Кораблин отмечает, что из-за пандемии была приостановлена треть начатых работ. Поток заказов снизился на 50–60%. Некоторые клиенты кадастровой компании потерпели серьезные убытки, поэтому для решения финансовых вопросов «КОР» вынужден был взаимодействовать не с застройщиками, а с банками. Но это единичные случаи.

Алексей Кораблин, кадастровая компания «КОР»: «Наши клиенты за время пандемии прилично просели. Если у нас восемь сотрудников, то на стройке работают несколько сотен или тысяч человек, и всем нужно платить зарплату. У нас есть клиент – застройщик, он сейчас очень плохо себя чувствует из-за всех этих ограничений. По сути, он сейчас переходит в рабство банка, потому что у него не осталось денег. Теперь мы должны продолжать взаимоотношения с банком, который о нас вообще не знает, не понимает, что мы делали, чего вообще от нас ждать. А мы не понимаем, чего ждать от него».

Онлайн-сервис по созданию брендов Brand Hub полностью перешел на удаленную работу еще до объявления первой нерабочей недели – уже с 16 марта все сотрудники работали из дома. По словам Елены Мельник, руководителя проекта, это было несложно для компании, которая и так в основном работает дистанционно. У платформы большая команда креативных специалистов по всей России, а в офисе находится только управляющий персонал. Коммуникации, как и во многих других компаниях, переведены в формат конференц-звонков и чатов. Одна из основных трудностей, с которыми столкнулся Brand Hub, – обеспечение безопасности данных. Сейчас сотрудники службы поддержки уделяют этому особое внимание, причем компании не пришлось нанимать для этого новых специалистов – справляются прежним составом.

Рекламное агентство VS-Group в Екатеринбурге ведет два направления деятельности. Это организация промомероприятий (акций, дегустаций) и производство промоматериалов (печатной и сувенирной продукции). По словам владельца агентства Василия Созина, в период пандемии первое направление существенно просело, поэтому компания сосредоточилась на производственной деятельности. Владелец агентства не считает произошедшие изменения критическими. Несмотря на снижение доходов, он старается поддерживать деятельность компании и выплачивает зарплаты в срок.

Кадровое агентство Business Travel Job в основном специализируется ресторанном бизнесе, тревел- и гостиничной индустрии. Именно они сильнее всего пострадали в пандемию. Однако незадолго до введения режима самоизоляции у компании появились новые клиенты из других отраслей. Например, пандемия спровоцировала рост числа вакансий в сфере информационных технологий и онлайн-продаж продуктов питания. Такое расширение сферы деятельности позволило компании Business Travel Job удержаться на плаву. Команда компании была переведена на удаленную работу и освоила новый навык – проведение онлайн-собеседований.

Карина Яковлева, Business Travel Job: «Доля видеособеседований увеличится. Поэтому необходимо перестраивать сам процесс собеседования. Когда кандидат приходит в офис – это одна схема собеседования. А когда звонит онлайн – другая. Зачастую одного видеозвонка недостаточно. Нужно несколько раз поговорить, чтобы уменьшить количество ошибок, которые возможны при собеседовании».

***

Про остальные способы адаптации рассказываем в первой и второй части комментария:

***

Подробнее о кейсах, рассмотренных в сюжете:

Екатерина Богомолова, 31.08.2020

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ