• к-Дайджесты
  • 25.12.20

«Классификация социальных «антител»

Типы и виды вирусных роликов

qr-code
«Классификация социальных «антител»

Русский ученый-энциклопедист Дмитрий Менделеев изобрел классификацию химических элементов, которая установила зависимость их различных свойств от заряда атомного ядра и определила место нахождения в периодической таблице. Подобную работу проделал и шведский натуралист Карл Линней со своей классификацией растительного и животного мира. Он выяснил, что, если исследуемый экземпляр принадлежит к конкретному роду, семейству или отряду, это позволяет предположить наличие у него вполне определенных свойств. 

Работая над созданием классификации вирусных видеороликов, мы обратились к опыту известных ученых и упорядочили найденные материалы по их назначению, типам и форматам. 

Назначение видеороликов

Чтобы определить назначение того или иного видеоролика, мы задавали себе проверочные вопросы: «Что делает этот видеоролик – призывает, просвещает, развлекает?», «Каким образом он влияет на людей?», «Что он содержит?». Так, ролики (или, как мы их называем, «антитела» общественного иммунитета), в зависимости от назначения могут быть призывающими (мотивирующими), просвещающими, информационными и развлекательными. Здесь стоит отметить, что последняя категория роликов не оказывает прямого воздействия на людей, так как практически не содержит открытых призывов к определенным действиям (например, чаще мыть руки), однако она может скрыто влиять на зрителя за счет эмоционального контента. Приведем примеры дайджестов, подготовленных на основе назначения видеороликов. 

Типы видеороликов

В биологической систематике живых организмов основной структурной единицей считается вид. Видом называется группа организмов с набором общих признаков. В случае с видеороликами («антителами»), найденными в Сети, мы также выделили несколько общих признаков. При этом основной структурной единицей нашей классификации мы выбрали тип. По своему типу «антитела» делятся на авторские (в них, как правило, один герой, который представляет свою позицию по какому-либо вопросу), научные, художественные, документальные фильмы, сериалы, музыкальные, постановочные, анимационные видео и телепередачи. Всего мы выделили девять типов видеороликов. 

В нашей классификации некоторые вирусные ролики одного назначения могут относиться к разным типам. Например, призывающее «антитело» может быть представлено как в форме обычного информационного ролика о коронавирусе, так и музыкального видео, в котором артисты в песне призывают оставаться дома и не поддаваться панике.

В этом дайджесте собраны видеоролики, относящиеся к авторскому типу. Основной признак авторского видео – четкое представление позиции героя по какому-либо вопросу, а также его личный опыт или совет. Однако отметим, что авторскими мы также считали видео, которые такой позиции не содержали, но выполняли первое условие – были сняты одним человеком и нередко сопровождались его комментариями. В этом дайджесте представлены ролики, рассказывающие об опыте людей, переболевших коронавирусом.

Еще один пример дайджеста, в основе которого лежит тип видео. Во время самоизоляции произошел всплеск интереса людей к творчеству и арт-экспериментам: одни воссоздавали в домашних условиях шедевры классической живописи, другие делали инсталляции из гречки, третьи снимали спектакли и сценки по собственным сценариям. Постановочные видео стали своеобразным лекарством от коронавирусной хандры.

Форматы видеороликов

Креативные и digital-агентства обычно разделяют видеоролики по способу производства: простые, постановочные, 3D-анимация, мультипликационные и т. д. В зависимости от способа производства и заложенной концепции видео приобретает определенный формат. В нашей классификации вирусных видеороликов это самая разнообразная категория, что неудивительно: например, информационный видеоролик может быть представлен в Сети как минимум в семи форматах. 

Мы определили 10 форматов роликов: научно-познавательное видео, сценка, имиджевый ролик (как правило, выпускается брендами), социальная реклама, флешмоб, мультфильм, музыкальный клип, юмористическое видео, любительский репортаж/хроника, простое видео (без компьютерной графики и, зачастую, подготовленного сценария). 

Самый необычный дайджест из этой категории – «Евровидение-2020» как международное «антитело». Он интересен тем, что собранные в нем видеоролики, на первый взгляд, относятся к музыкальным клипам. Но на самом деле в этом случае такая классификация недостаточно точна. Дело в том, что международный музыкальный конкурс «Евровидение» в 2020 году впервые в истории прошел в онлайн-формате, без соревнования артистов и голосования жюри. Поэтому здесь мы можем говорить о совершенно новом формате видеороликов (впоследствии ставшем довольно распространенным) – онлайн-концерте. «Евровидение-2020» – уникальное в своем роде «антитело» общественного иммунитета. Оно содержит другие «антитела», представленные в виде трогательных обращений, песен и иных номеров, впервые в истории исполненных удаленно. 

В дайджесте «Информационный тыл: телеврачи против коронавируса» мы акцентировали внимание на таком формате «антител», как телепередача. В условиях пандемии телеврачи стали своего рода проводниками в мир нужной и достоверной информации о коронавирусе. Каждый телевизионный выпуск – это просвещающее социальное «антитело», которое помогает узнать больше о своем здоровье и, как следствие, относиться к нему бережнее. 

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ