• к-Темы
  • 30.12.20

Исследование «Корпорации и пандемия»: итоги года

Уходящий год стал для российского бизнеса настоящей проверкой на прочность. С апреля по декабрь ФОМ провел серию бесед с руководителями и топ-менеджерами компаний малого, среднего и крупного бизнеса. Они рассказали о том, как коронакризис повлиял на деловые процессы, культуру и судьбу компаний. Мы собрали основные результаты, полученные в ходе исследования

qr-code
Исследование «Корпорации и пандемия»: итоги года

Кризисы неизбежны. Их трудно предугадать, к ним сложно подготовиться, но они будут случаться всегда: экономика циклична. Изучение проблем, стратегий, способов адаптации компаний, а также их корпоративной культуры помогает понять, как будет развиваться российский бизнес в частности и общество в целом. Важно, чтобы компании могли не только преодолеть кризис, но и найти новые пути развития. От выживаемости бизнеса зависит, в каком состоянии окажется экономика через месяц, полгода, год.

Пандемия коронавируса привнесла существенные изменения в работу организаций: новые стандарты безопасности, перевод сотрудников на удаленную работу, социальное дистанцирование. Многие компании оказались не готовы к такому развитию событий: введение ограничений застало их врасплох. Однако даже в кризисной ситуации неопределенности некоторые бизнесы смогли не просто выжить, а стать лучше, сильнее.

В нашем разделе «Корпорации и пандемия» мы собрали примеры успешных бизнес-практик, чтобы сохранить и передать опыт наших героев другим представителям бизнес-сообщества.

Об исследовании

Более 50 руководителей и владельцев бизнесов рассказали нам о способах адаптации их компаний к новым условиям, важнейших аспектах личной эффективности и менеджмента команды, успешных коллаборациях. Кто-то расширился и освоил новые направления деятельности, кто-то укрепил команду, а кто-то совершил ошибки и получил новый опыт. Поиск героев для интервью – отдельный увлекательный этап нашего проекта. Мы в очередной раз убедились в значимости социальных связей. Информантов находили благодаря сарафанному радио (руководители бизнеса, уже принявшие участие в исследовании, делились контактами других потенциальных собеседников). Отправная точка – обращение к нашим знакомым. А дальше через одно-два рукопожатия мы смогли расширить географию: помимо интервью с руководителями из Москвы, у нас появились интервью с бизнесменами из Екатеринбурга, Самары, Санкт-Петербурга, а также с топ-менеджерами сетевых компаний, представленных по всей России. В фокусе внимания были представители отраслей, признанных наиболее пострадавшими.

Открытость и коммуникабельность представителей бизнеса – одни из важнейших инсайтов исследования.

Общаясь с руководителями, мы поняли, какой стресс пришлось пережить им и их коллективам. Изучив рабочие процессы, мы узнали, как устроены механизмы функционирования бизнеса в разных сферах, и поняли, что за абстрактным понятием «российский бизнес» стоят энергичные руководители, которые искренне болеют за судьбу своего дела и команды.

Особенностью методологии исследования стал формат видеоинтервью: самый понятный и легко воспринимаемый способ передачи информации, где герои сами рассказывают свои истории.

Коллекция видеоинтервью собрана на YouTube-канале Проекта коронаФОМ.

Определяя рамки исследования, мы выделили несколько ключевых тем

  1. Состояние бизнесов до и во время пандемии, текущие условия работы, основные проблемы и их решения, планы развития.
  2. Изменение бизнес-процессов: новые функции сотрудников, отношения с партнерами, новые направления деятельности, продукты/услуги.
  3. Новый взгляд на роль руководителя. Как она меняется в кризисное время? Что волнует управленцев?
  4. Уроки пандемии. Чему научила пандемия руководителей компаний и что они хотели бы сделать по-другому?
  5. Настроения сотрудников. Как сотрудники воспринимают происходящие изменения? Как руководители поддерживают свой коллектив и заботятся о здоровье членов команды?
  6. Тренды потребительского поведения. Какие тенденции владельцы и руководители компаний наблюдают в своей сфере и на рынке в целом?

Все результаты представлены в виде аналитических репортажей о каждой компании и обобщающих исследовательских комментариев. Материалы будут интересны и полезны руководителям компаний и команд, стремящимся к развитию бизнеса, тем, кто хочет научиться извлекать пользу из кризисных ситуаций, развиваться и становиться сильнее.

Пандемия – время смелых и ответственных руководителей

Смелое воплощение мечты – вот что такое бизнес для героев наших интервью. Готовность идти на риск и принимать на себя ответственность, поиск новых идей и решений помогают руководителям компаний найти выход из любой ситуации. Вспоминая предыдущие кризисы, управленцы принимают новые вызовы и надеются, что накопленные знания и навыки помогут им сохранить свое дело.

Ведь любой кризис – это не только серьезные риски, но и возможность посмотреть на свой бизнес под другим углом, найти идеи для повышения его устойчивости и дальнейшего развития. Адаптация к изменившейся ситуации стимулирует развитие творческого потенциала и открытие новых горизонтов. В это время можно улучшить навыки работы, получить другую специальность или начать новое дело. Наши герои меняют правила корпоративного поведения и ведения бизнеса, внедряют инновации.

В каждой компании способы адаптации уникальны: руководители сочетают несколько подходов и пробуют разные варианты. Классифицировать эти подходы было одной из основных и, пожалуй, самых трудных задач исследования. В итоге на основе рассказов руководителей бизнесов мы выделили шесть основных способов адаптации, которые помогли компаниям удержаться на плаву в условиях пандемии. Какие из них оказались наиболее успешными – покажет время.

Подробнее про типологию способов адаптации читайте в материалах: «Пандемия меняет: способы адаптации компаний к новым условиям» часть 1, часть 2 и часть 3.

Коронакризис также подчеркнул важность непременной составляющей успешного развития бизнеса – корпоративной культуры. Именно она помогла сплотить сотрудников, мотивировать их, поддерживать рабочую атмосферу.

Корпоративная культура имеет два уровня. Первый включает символику организации, концепцию офиса, систему внутренних коммуникаций и правил взаимодействия. Эти элементы мы подробно разобрали в исследовательском комментарии «Какие особенности корпоративной культуры помогли коллективам сплотиться в период пандемии». Второй – миссию и ценности компании, ее историю, ритуалы и традиции, удовлетворенность сотрудников работой и условиями труда, а также уровень доверия в коллективе. Об этом рассказано в сюжетах «Сохранение корпоративной культуры на фоне пандемии – опыт руководителей организаций» и «Какие корпоративные ценности помогли спасти бизнес в пандемию». Роль корпоративной культуры подчеркивали участники всех проведенных интервью. Направить ресурсы на поддержку коллектива – значит сделать выгодную инвестицию в развитие компании.

Новая ситуация также стала поводом переосмыслить роли руководителя и топ-менеджмента бизнеса. Наши герои отмечали, что им пришлось больше внимания уделять операционной деятельности, глубже погружаться в нюансы бизнес-процессов, заниматься «микроскальпингом»: урезать затраты, оптимизировать бюджет, прорабатывать разные сценарии развития и постоянно корректировать план действий. Трансформации отчетливее проявили риски и ответственность, которые несут лидеры перед сотрудниками и клиентами. Ведь именно первые лица компаний в период самоизоляции транслировали модели поведения своим сотрудникам. Восприятие ситуации руководителем, его оптимизм, стратегическое видение и готовность отвечать на вызовы во многом определяют, насколько существенными окажутся последствия кризиса для бизнеса.

Беседуя с руководителями, мы спрашивали, что именно помогает им бороться со стрессом и, несмотря ни на что, продолжать свое дело. В результате мы выделили семь советов от наших героев и представили их в сюжете «Как не падать духом в пандемию – советы руководителей бизнеса».

От участников интервью часто можно было слышать, что в пандемию представители бизнес-сообщества стали более отзывчивыми, креативными и сплоченными. Закон выживания – это уже не закон джунглей, когда каждый сам за себя. Находясь внутри сообщества, компаниям легче справляться с трудностями. При этом поддержку стоит искать не только внутри своей отрасли. Межотраслевые сообщества помогают расширить представление о ситуации, выйти за рамки привычных подходов к работе и найти новые идеи для развития бизнеса. Так, совместные проекты помогли компаниям увеличить продажи, привлечь новую аудиторию, повысить лояльность клиентов. Объединив финансовые, кадровые и информационные ресурсы, участники достигали успеха быстрее и с меньшими затратами.

Трудности как стимул для развития

На выбор того или иного способа адаптации бизнеса влияет множество факторов, прежде всего – сфера деятельности компании и наличие ресурсов для изменений. Но для того чтобы сделать выводы, недостаточно посмотреть только на сами способы, надо понять, какие особенности нового образа жизни компаний вызывали наибольшее затруднение.

Одной из главных проблем в период пандемии стала нехватка времени на проработку тактики перехода к новым бизнес-процессам: необходимо было принимать решения здесь и сейчас. С введением ограничений разрушилась привычная система координат. Однако руководители понимали, что ждать возвращения к привычному образу жизни – фундаментальная психологическая ошибка, поэтому они приняли новую реальность и начали действовать.

Большой проблемой для всех руководителей стало обеспечение работников средствами защиты. В условиях неконтролируемого роста цен на маски, перчатки и антисептики и без того сложный процесс планирования бюджетов стал практически невозможным. Те, кто к началу пандемии были финансово неустойчивыми ощутили на себе кризис с двойной силой.

Проблемы у всех были разные. Одни герои интервью испытывали сложности во взаимодействии с клиентами и коллективом, для других основные трудности были связаны с арендными платежами, третьи рассказывали про сложности организации удаленной работы. В сюжете «Трудности пандемии: с чем столкнулись компании» мы собрали весь перечень проблем, упомянутых нашими героями.

Все компании так или иначе связаны обязательствами с поставщиками, партнерами или дистрибьюторами. Если на каком-то этапе взаимодействия происходит сбой, пострадавший тянет за собой других, тем самым увеличивая масштаб проблемы. Важную роль в данном случае играют доверительные отношения внутри цепи, когда компании рассматривают друг друга не как заказчиков и исполнителей, а как партнеров. При таком подходе владельцы бизнесов не только переживают за свое дело, но и пытаются поддержать коллег. В материале «Принцип домино: почему сложно назвать наиболее пострадавшие отрасли» мы рассмотрели примеры таких взаимосвязей, чтобы показать, что ситуация, вызванная распространением коронавируса, так или иначе повлияла на все сферы бизнеса.

Продолжение следует

Многие из наших героев считают, что пик пандемии и ограничительных мер пройден. Однако некоторые ограничения сохраняются – и практически все опрошенные руководители компаний отмечают неопределенность ситуации, отсутствие горизонта планирования.

В 2021 году мы продолжим рассказывать об успешных бизнес-практиках адаптации российского бизнеса к новой реальности. В планах – мониторинг состояния бизнеса наших героев, новые интервью и выпуск книги по материалам исследования.

Мы благодарим всех героев, принявших участие в нашем исследовании в 2020 году. И желаем всем руководителям и владельцам бизнесов интересных проектов, новых возможностей и финансовых успехов в новом году!

Команда проекта: Елена Петренко, Екатерина Богомолова, Юлия Кот, Екатерина Никифорова.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ