• к-Темы
  • 30.06.20

Как не падать духом в пандемию — советы руководителей бизнеса

Исследовательский комментарий на основе 12 интервью в рамках проекта коронаФОМ («Корпорации и пандемия»)

qr-code
Как не падать духом в пандемию — советы руководителей бизнеса

ФОМ провел серию глубинных интервью с руководителями бизнеса из разных сфер, в каждой из которых – свои проблемы и стратегии выживания. В данном материале собраны практики, которые в это непростое время помогают управленцам не отчаиваться, находить силы вдохновлять сотрудников и удерживать бизнес на плаву.

С каждым днем все больше компаний оказывается на грани выживания. Пандемия повергла мир в хаос, нарушила привычный уклад жизни. Люди испытывают стресс, чувствуют страх и неуверенность в завтрашнем дне. В такие моменты сотрудникам компаний особенно важно понимать, что руководители знают, как действовать в кризисной ситуации и что предпринимать для скорейшего возвращения к стабильности. В условиях пандемии задачи руководителя быть примером для подчиненных, излучать оптимизм, оказывать моральную поддержку команде и по возможности обозначать перспективы выхода из кризиса. 

Александра Давыдкина: «Когда я ходила по квартире без возможности выйти на улицу, а по мне прыгали дети, пыталась думать, что же мне делать. Потом я поняла, что, если соберусь сама, то вытащу салон. Если это будет необходимо, я наберу новых мастеров, перееду в другое место, приведу гостей, смогу сделать все. Но если я сломаюсь, то салон не выстоит». 

Между тем владельцы и топ-менеджеры компаний подвержены стрессу ничуть не меньше, чем рядовые сотрудники, а ответственности на них больше. Розничная торговля, туристический бизнес, бьюти-индустрия, общепит и многие другие сферы терпят колоссальные убытки. Владельцы бизнеса рискуют потерять дело, над которым они трудились долгие годы. Найти выход из трудного положения можно, если лидер не позволяет обстоятельствам взять верх, проявляет гибкость, быстро реагирует на изменения, просчитывает риски, разрабатывает тактику и стратегию выхода из кризиса.   

Руководители компаний отмечают, что кризис стал для них ударом, но просто переждать его не было возможности, потому что восстановить бизнес после стагнации практически невозможно. 

Беседуя с руководителями бизнеса, мы спрашивали, что именно помогает им бороться со стрессом и несмотря ни на что продолжать свое дело. Ниже – семь советов от наших героев.  

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

1. Не переживать по поводу того, чего нельзя изменить

Ирина Стройнова: «Переживать и волноваться можно, но, если делать это с утра до вечера, толку все равно не будет. Я стараюсь сохранять адекватность в этой ситуации. Если меня атакуют негативные мысли, я переключаюсь. И, на самом деле, на переживания особо нет времени. Работа не дает совсем пасть духом».  

В ситуации пандемии есть аспекты, которые сильно влияют на наше эмоциональное и физическое состояние, но изменить или контролировать их мы не можем. Сюда, например, можно отнести введение режима самоизоляции и длительных выходных, необходимость соблюдать другие ограничения, направленные на предотвращение распространения вируса. Проблема в том, что наши личные переживания на сей счет неконструктивны (поскольку изменить ситуацию мы не можем) и, кроме того, сказываются на разных сферах жизни, в том числе на работе и на отношениях с близкими. 

Герои наших интервью рекомендуют не забывать, что рано или поздно тяжелый период закончится, а причины для оптимизма можно найти и сейчас. Важно сконцентрировать внимание на том, насколько хорошо мы себя чувствуем, насколько мы активны, то есть на том, на что мы можем повлиять. Важно сохранять спокойствие, транслировать оптимистичный настрой, принимать трезвые решения. В силах человека повлиять на то, как он реагирует, как переживает, и постараться избавиться от всех неконструктивных мыслей.  

Максим Журило: «Мы не можем повлиять на то, что связано с карантином. И поэтому сильно переживать по этому поводу бессмысленно. Я стараюсь сразу себя поймать на лишних волнениях и переключиться на то, что в моих силах: на то, чтобы провести хорошую оперативку с сотрудниками, вдохновить ихподумать над тем, что еще мы можем сделать для наших клиентов или как мы можем вовлечь их в спорт и активность, даже когда они на карантине». 

2. Ограничить поток негативной информации

В пандемию новостные ресурсы и социальные сети переполнены информацией об особенностях распространения вируса, случаях заражения, протекании болезни, последствиях режима самоизоляции для разных сфер жизни социума. В ситуации кризиса новости приковывают к себе внимание, на их отслеживание уходит много времени. Однако эта информация создает негативный эмоциональный фон, усиливает беспокойство. Руководители бизнеса рекомендуют: лучше выбрать один-два ресурса и ограничить время просмотра новостей, а также следить, чтобы информация была конструктивной и полезной. 

Александр Садовой: «Мы сейчас живем в мощном информационном потоке, в котором крайне сложно ориентироваться. В нем присутствует огромное количество дезинформации, непроверенной или фейковой информации. Многие рекомендации не носят практического характера. Каждый стремится сделать из поступающей информации какие-то выводы, но не каждый на самом деле на это способен».  

Елена Мельник: «Важно дозировать информационный поток. Если слушать новости 24 часа в сутки и следить нон-стоп за статистикой, это угнетает. Нужно уделять внимание тем мерам предосторожности, о которых говорят специалисты, слушать официальные источники информации, а не читать форумы. Следите за качеством информации, которую вы потребляете. Это основное. То, как вы следуете рекомендациям, другой важный момент». 

3. Следовать принципу «берешь – и делаешь»

Михаил Павлов: «Берешь и делаешь. Сложно, но элементы стрессоустойчивости, наработанные за годы, все-таки присутствуют. Соответственно, есть и достаточно высокая адаптивность к изменениям среды». 

Многие компании в период пандемии вынуждены запускать новые бизнес-процессы, обучать сотрудников новым навыкам, чтобы они могли выполнять разные, в том числе непривычные, обязанности, быстро реагировать на изменения, работать в удаленном режиме.  

Все это требует сил и ресурсов руководителей, которые последние несколько месяцев работают с раннего утра до поздней ночи без выходных и праздников. Казалось бы, такая повышенная нагрузка не способствует оптимизму и бодрости духа. Однако участники интервью отмечают, что и эта ситуация отчасти идет бизнесу на благо: в условиях большого объема работы и быстрых изменений некогда переживать и тревожиться, надо все время двигаться вперед, пробовать что-то новое, ведь фраза «движение это жизнь» сегодня актуальна как никогда. 

Дмитрий Барсенков: «Если свободного времени нет, то рефлексировать о проблемах не хочется. Когда коллег нет рядом, на контроль приходится выделять больше времени, а на работу несколько меньше. Рабочее время драматически сжимается. И приходится выдавать результат гораздо быстрее, руководствуясь принципом better done, than perfect. Это интересная трансформация, которая заставляет быть эффективнее». 

4. Иметь план А и план Б

В кризисной ситуации все наши собеседники «надеются на лучшее, но готовятся к худшему», отмечая, что увеличивается ценность планирования и умения предсказывать риски. Как известно, из одной ситуации может быть несколько выходов. Представить разные варианты развития событий и следовать одному из них в зависимости от обстоятельств – гибкий подход, которого придерживаются многие руководители бизнеса.  

Мария Ефремова: «Мы написали три сценария развития событий: негативный, среднеоптимистический и позитивный. Пошли в итоге по позитивному. Но мы были готовы ко всяким неожиданностям, даже думали о возможности материальной помощи из собственных средств владельцев бизнеса для тех, кому совсем сложно. Это был бы негативный сценарий». 

Михаил Павлов: «В целом, я был готов к более худшему раскладу в пандемию, то есть у меня были планы даже для более жестких сценариев. Но получилось то, что получилось. Я пока не отменяю планы относительно нашего проекта, а просто переношу. Если зайти на наш сайт, там стоит: это перенос, это перенос, это перенос. Есть некая иллюзия того, что все вернется. Может быть. Это такой план А. План Б адаптироваться к онлайн-формату, искать новые коллаборации». 

Александр Садовой: «У нас был разработан план с самого начала. В тот момент, когда я понял, что мы входим в кризис, мы сократили все внешние издержки. Для нас этот кризис стал хорошим опытом в плане повышения эффективности в условиях стрессовой работы. Мы однозначно лучше и четче стали ставить внутренние задачи и лучше и четче оценивать их» 

Инна Пехова: «Я всегда оптимистично смотрю на все процессы. Но в целом, глобально, ситуация тяжелая. В условиях пандемии мы пересматриваем наши форматы, перезапускаемся, делаем другие отели, другие бренды». 

5. Внимательно относиться к своему здоровью

Сложные ситуации иногда заставляют людей пересмотреть свои жизненные позиции и уделить внимание тому, на что обычно не хватает времени. Наши информанты отмечают: люди должны изменить отношение к своему здоровью. Нужно понять, что забота о здоровье играет важную роль в нашей жизни: например, как известно, вирус не щадит тех, у кого слабый иммунитет. Прежде всего нужно придерживаться советов врачей, следовать мерам предосторожности и прислушиваться к своему организму. Кроме того, важна физическая активность, которая не только повышает общий тонус, но и напрямую связана с психологическим здоровьем.

Мария Ефремова: «Я думаю, что люди научатся действительно внимательно относиться к собственному здоровью, мыть руки, соблюдать гигиену. Это на самом деле очень хорошо, потому что может спасти не только от коронавируса, но и от любых ОРВИ, которыми мы все болеем. Пандемия преподнесла миру хороший урок. Теперь все лучше будут знать, что такое коллективный иммунитет и как тяжело он вырабатывается».  

Ирина Стройнова: «Прислушиваться к здравым рекомендациям, соблюдать меры предосторожности, не лезть на рожон, не ходить в толпу, если в этом нет острой необходимости. В то же время не впадать в апатию или в панику и просто ждать, когда все изменится и наладится». 

Елена Мельник: «Меня волнует, когда все это закончится, когда мы начнем чувствовать себя в безопасности, выходя на улицу. На первый план вышла безопасность своя и близких. Конечно, мобильность уменьшилась, мы все сидим в одинаковых условиях, не можем сейчас заниматься фитнесом, ходить в залы, плавать, путешествовать. Мы в команде, и я конкретно, стали уделять больше внимания своему состоянию. Теперь обязательна зарядка, активная подвижность несколько раз в день».  

Дмитрий Барсенков: «Основной фокус сейчас на удовлетворении базовых потребностей в безопасности. Поначалу многие стали учиться чему-то в онлайне. И один человек меня предостерег, что мозг не готов быстро адаптироваться к тому, что вся жизнь ушла в онлайн. Если ты взваливаешь на себя дополнительные обязательства там же, по другую сторону монитора, то вряд ли твой мозг перенесет это легко».

6. Искать баланс между работой и личной жизнью

Дмитрий Барсенков: «Важно не забывать про культуру, потому что она в самые трудные моменты может вытаскивать людей на новый эмоциональный и интеллектуальный уровень. И это хороший ключ к тому, чтобы не унывать». 

В режиме самоизоляции границы между работой и личной жизнью размываются. И хотя работы стало больше, руководители компаний рекомендуют не только грамотно планировать рабочий день, но и уделять время семье, своим увлечениям, интересам. Самоизоляция хорошее время для переосмысления жизненных ценностей и приоритетов. Мы зачастую совершаем ошибку, ставя работу на первое место. В тяжелые периоды важно обращать внимание на тех, кто тебя поддерживает, и на то, что приносит радость. Нужно распределять время, силы и энергию на разные дела. 

Елена Мельник: «Важен внутренний баланс. Есть много хобби, которые откладывались на потом, а сейчас появилось больше времени этим заняться. И, конечно, общение голосом очень поддерживает. Все сейчас в одинаковой ситуации, у всех условия одинаковые. Важно находить в себе силы двигаться дальше и искать, как с пользой провести это время. Наверное, идет глобальная перестройка, причем не только в мире, но и в голове каждого человека. Нужно подумать не только про работу, но и про свою жизнь и ее смысл. Подумать над тем, что было сделано, как были прожиты годы. Мы все живем в определенном ритме. Мы все зациклены на рутине, на поездках в метро и пробках. И зачастую за всей этой суетой мы не замечаем каких-то мелочей, из которых и складывается глобальная картина». 

Мария Шакова: «Я уверена, что природа останавливает людей и говорит: «Возьмите паузу». Что касается ментального здоровья, мы с близкими об этом разговариваем, спрашиваем, что они думают о сложившейся ситуации. Ментальное здоровье не уходит, если человек с умом, благодарностью относится к природе, понимает, что она хочет сказать что-то полезное». 

7. Принимать изменения как стимул к развитию

Сохранять позитивный настрой помогает поиск плюсов в сложившейся ситуации. Главное для руководителей не зацикливаться на проблемах, а видеть возможности, которые для них открываются. Обычно люди цепляются за привычное, ждут, когда все вернется на круги своя. Но жизнь не будет такой, какой была раньше, и ждать возвращения к привычному образу жизни фундаментальная психологическая ошибка, которую многие допускают, из-за которой испытывают дискомфорт и переживают. 

Лев Бодров: «Это не такое плохое время, чтобы отчаиваться. Позитивными можно быть и сейчас. Мы обратили внимание на те места, до которых раньше не доходили руки, на те отрасли, в которых хотелось бы поработать. Сейчас появляется время на то, чтобы этим заняться». 

Дмитрий Барсенков: «Изменения, какими бы они ни были и в чем бы ни была их причина, часто ведут к развитию. Мы можем либо поддаться импульсу, пойти вперед и стать лучше, либо завять. Безусловно, движение потребует усилий с нашей стороны. Но, я думаю, оно того стоит. И тот, кто попробует эту волну оседлать, будет победителем. А тем, кто окажется под ней, я не завидую».  

Михаил Павлов: «В пандемию у меня возник кризис из-за изменения образа жизни, изменения достатка, окружения, общения, коммуникаций и т. д. В какой-то момент я поймал себя на том, что жду, когда откроется авиасообщение, когда мне начнут писать организаторы мероприятий, когда что-то заработает. И я понял, что это какой-то бред. Мир изменился, а я нет? Это про нейропластичность, про адаптивность мозга к изменениям окружающей среды. Соответственно, если ты не адаптировался, то по естественному отбору ушел в небытие, исчез». 

Вера Бояркова: «У нас есть возможности по-другому учиться, по-другому развиваться, по-другому взаимодействовать. Безусловно, на что-то мы сейчас тратим времени больше, на что-то меньше. Я думаю, что мы можем направить нашу энергию на результат и понять, что действительно нужно, а что нет. Я думаю, это как раз тот момент, когда мы можем усилить бренд, усилить имидж. И как раз наши сотрудники об этом и говорят». 

Руководитель компании это авторитет, идейный вдохновитель, носитель корпоративной культуры и ценностей. Сотрудники часто ориентируются на своих руководителей и зависят от их настроя. Если люди видят во главе компании сильного и надежного человека, вероятнее всего, они ему верят и готовы проявлять лояльность даже в катастрофических обстоятельствах. 

Рекомендации, которыми поделились наши герои, помогли их компаниям выжить. Мы все оказались в непредсказуемой и новой ситуации, и опыт руководителей бизнеса может быть ценен и полезен для каждого. 

Юлия Кот, Екатерина Богомолова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ