Два вопроса, которые мы задавали каждому из героев интервью: «С какими трудностями и проблемами вы столкнулись в последние несколько месяцев? Как их решали?» Кто-то говорил про взаимодействие с клиентами и коллективом, для кого-то это были переговоры с арендодателями, кто-то упоминал сложности организации удаленной работы. В этом исследовательском комментарии мы собрали весь перечень проблем и дополнили решениями, которые нашли руководители компаний
Финансовая подушка безопасности, безусловно, важна в кризисной ситуации. Владельцы бизнесов, у которых были накопления на черный день, чувствовали себя в большей безопасности. Кроме того, у них было время, чтобы продумать следующие шаги, разработать новый продукт или освоить новые функции. А те, кто к началу пандемии имел ресурсные проблемы, испытывал трудности с финансовой устойчивостью бизнеса, ощутили на себе кризис с двойной силой.
Олег Петряшев, компания «Технократ»: «Я считаю, что во многом это удача, что мы перестроились. Но если бы не было подушки, заранее готового продукта и репутации, то у нас бы ничего не получилось. Если бы мы не были готовы к началу пандемии, нас бы ничего не спасло. Не все способны пережить этот кризис. Если нет никакой финансовой подушки, и это ресторан или ивент-агентство, то не нужно строить иллюзий: компания вряд ли переживет кризис».
Даже если есть финансовые накопления, важно помнить о рациональном использовании средств и не вкладывать их в неработающие активы, например. В таком случае лучше отказаться от актива в пользу чего-то нового.
Устойчивость в кризис во многом определяется и стадией развития компании. Стартапы, независимо от состояния экономики, в большинстве случаев нестабильны. Это держит коллектив в тонусе и побуждает к пересмотру бизнес-плана, созданию нового продукта или формата работы. С одной стороны, стартапы более мобильны и им легче перестраиваться по сравнению с крупными компаниями. С другой – стартапы редко могут похвастаться финансовой устойчивостью и запасами средств на долгий период. Поэтому даже несколько дней простоя могут стать для них настоящим испытанием.
Многие руководители признают, что первая трудность, с которой они столкнулись в начале пандемии, – неизбежность изменений. С введением ограничений разрушилась привычная система координат: перенос мероприятий, отказ от арендных площадей, отмена проектов, в которые было вложено много сил, энергии и денег. В данном случае помогло понимание, что ожидание возвращения к привычному образу жизни –психологическая ошибка. Принять новую реальность и начать действовать – то, что выбрали герои наших интервью.
Михаил Павлов, проект Yoga_Method: «Мир изменился, а я – нет? Это про нейропластичность, адаптивность мозга к изменениям окружающей среды. Я как человек, увлекающийся антропологией, включил мозг, принял тот факт, что мир не будет прежним, и стал жить дальше».
Руководители ощущают ответственность не только за себя, но и за свой коллектив, поэтому им тяжело сказать сотрудникам, что те могут потерять работу. В условиях пандемии и отсутствия понимания, сколько она продлится, руководители предприятий были вынуждены сокращать фонды оплаты труда до минимальных размеров и не могли гарантировать людям сохранение работы и зарплаты. Многим руководителям пришлось бороться с паникой и страхом в коллективе. Настроение сотрудников менялось от чувства полной растерянности до принятия сложившейся ситуации и активного включения в работу.
Все без исключения компании пытались сохранить рабочие места и зарплаты. Однако не все смогли этого избежать: были и сокращения зарплат, и увольнения, и отпуска без содержания. Некоторые руководители говорили, что эти решения стали для них самыми тяжелыми моментами пандемии. Но стремление позаботиться о коллективе и сохранить ценные кадры мотивировало руководителей не сдаваться и продолжать работу. Еще один обратный положительный эффект проблемы, связанной с настроениями сотрудников, – рост сплоченности и трудоспособности коллектива.
Лев Бодров, кофе-поинты «Бодрый день», фуд-трак BB&Burgers: «Я вижу страх в глазах сотрудников, которые ходят на работу не ради денег, это уже абсолютно точно. Меня волнует страх людей, что они потеряют работу, а вместе с ней – некий базис, нужность в этом обществе. И я делаю все, для того чтобы этот их смысл не потерять. Это меня волнует и, собственно, мотивирует двигаться дальше».
С началом пандемии потребители стали сокращать расходы и обращать внимание даже на незначительный рост цен на те или иные товары. Поэтому важно было проводить мониторинг настроений людей. Бренд-директор торговой сети «Лента» отмечает, что компания стала внимательнее изучать настроения покупателей и выстраивать новые коммуникационные стратегии.
Юлия Зарипова, сеть магазинов «Лента»: «Сложнее всего было работать с отчаянием людей, которые не хотели мириться с поднятием цен на товары первой необходимости из-за роста цен у поставщиков. Аргументы о том, что альтернативные, похожие товары по-прежнему недорогие, не действовали совершенно. Вот с этим было очень сложно работать».
Сложившаяся ситуация потребовала изменить подход к публикуемому контенту на сайте и в социальных сетях компании. Распространение новостей происходило через разные каналы, что позволяло удовлетворять запросы разных групп потребителей. А работа в онлайн-среде вышла на первый план. Руководство компании отмечает, что в трудные времена особенно важно транслировать клиентам позитивный настрой. В частности, «Ленте» в этом помогли коллаборации с другими крупными брендами, имеющими схожие ценности (онлайн-кинотеатром Okko, телеканалом Муз-ТВ).
Практически все опрошенные руководители компаний отметили отсутствие горизонта планирования и влияние ситуации неопределенности на то, как чувствует себя бизнес. Более того, трудно было сконцентрировать внимание и держать фокус на работе.
Олег Петряшев, компания «Технократ»: «То, что сейчас происходит в мире, крадет внимание. Очень важно принять новую ситуацию, начать сверхтрезво мыслить. В течение этого времени самое главное – фокус».
Аренда помещений – это, как правило, одна из основных статей расходов бизнеса, работающего офлайн. Иногда арендодатели отказывались давать отсрочку по арендной плате. Руководители концертной площадки «Дом печати» в Екатеринбурге, например, были вынуждены обратиться в суд, чтобы получить арендные каникулы. Но даже после постановления суда об обязательном их предоставлении, проблема не была решена: арендодатель перестал выходить на связь. По словам арт-директора клуба Семена Гальперина, есть риск, что арендодатель выжидает время до окончания срока договора, чтобы предложить помещение другим арендаторам.
Но большинству компаний все же удалось снизить плату за помещения, хотя сам процесс переговоров на эту тему часто проходил тяжело.
Карина Яковлева, кадровое агентство Business Travel Job: «Многие владельцы помещений не хотели снижать стоимость аренды даже на период пандемии. Нам помогли соседи, которые снимали помещение на том же этаже. Мы готовы были уйти все разом из этого офиса. Его владелица поняла, что может потерять сразу всех арендаторов и снизила цену».
В каждой из сфер работа в условиях пандемии сопровождается определенными трудностями. Интервью с Александрой Давыдкиной, руководителем маникюрного салона в Самаре, раскрывает острые проблемы, с которыми столкнулась бьюти-индустрия во время самоизоляции и после ее снятия. На примере одного региона мы наблюдаем депрофессионализацию отрасли, уход компаний в тень. Салоны красоты теряют клиентов, причем не только из-за того, что у людей снижаются доходы и они начинают экономить на услугах не первой необходимости, но и потому, что все больше мастеров работают на дому, нелегально. Эта ситуация мобилизует владельцев бизнеса создавать объединения для разработки и уточнения стандартов деятельности, налаживания диалога с государством. Период пандемии показал, что первый шаг на пути к продуктивному диалогу с государством – ведение белого бизнеса. Компании, которые пытались сократить объем уплачиваемых налогов, не трудоустраивая своих сотрудников официально, не смогли в полном объеме получить субсидии от государства.
Александра Давыдкина, маникюрные салоны «Пальчики» в Самаре: «Хочется как-то донести до нашего государства, даже не только до него, вообще до всех – до гостей, до самих мастеров, – что быть «белым» выгодно. Ведь сейчас страдают именно те, кто не был оформлен официально. А кто виноват?»
В период пандемии перед руководителями встала проблема обеспечения работников средствами защиты, которые регламентированы Роспотребнадзором. С ростом цен эти статьи расходов непредсказуемо растут. Это сильно дестабилизирует бизнес и делает и без того сложный процесс планирования бюджетов практически невозможным.
Тем не менее некоторые руководители отмечают, что диалог с государством имеет место быть, и для разработки эффективных мер поддержки было приложено немало сил.
Инна Пехова, управляющая компания «Venedi Hotel Group»: «Я состою в штабе при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Там есть несколько подгрупп, представляющих отрасли, которые наиболее пострадали. И каждая подгруппа предлагает свои меры на основании голоса рынка. Одни – еще на рассмотрении, другие уже введены. Команда работает очень профессионально».
Обратиться за помощью к государству также были вынуждены организаторы концертов, которые столкнулись с серьезной проблемой возврата денег за купленные билеты. С началом пандемии и переносом концертов на неопределенный срок многие зрители захотели, чтобы им вернули деньги. Проблема была бы неразрешима без изменений в законодательстве и введения ваучеров и повлекла бы банкротства большинства компаний в этой сфере.
Семен Гальперин, концертные площадки в Екатеринбурге: «Если к промоутерским компаниям обратятся за возвратом денег за билеты даже 20% клиентов, те просто не смогут этого сделать».
Оказалось, что удаленная работа подходит далеко не всем. Оставаясь дома, люди становятся крайне доступными для коммуникации с коллегами. Герои интервью отмечают, что, если раньше офис был для работы, а дом – для частной жизни, то теперь все изменилось. Работая дома, зачастую необходимо круглосуточно быть на связи, границы рабочего дня размываются. Получается, что в обществе сейчас происходит парадоксальная перестройка индивидуальных границ: на улице социальная дистанция возрастает, а в онлайн-мире – сильно сокращается.
Переход на удаленную работу стал серьезным вызовом для сотрудников с небольшим опытом работы. Обучение необходимым навыкам в дистанционном режиме значительно затрудняет восприятие информации, что снижает эффективность обучения и последующей работы.
Кроме того, пандемия накладывает отпечаток и на моральное состояние членов команды. В условиях стресса и повышенной нагрузки увеличивается риск эмоционального выгорания, поэтому важно не допускать стирания границ между работой и частной жизнью.