Коронавирус атаковал по всем фронтам, но позитивный настрой сохранялся
С первых месяцев 2020 года коронавирусная инфекция стала распространяться не только в реальном, но и в виртуальном пространстве. В России резкий скачок числа постов о ковиде в соцсетях наблюдался с середины марта. С того момента и вплоть до конца апреля ежедневно выходило по 1–1,5 млн сообщений с упоминанием коронавируса. В этой публикации мы составили резюме некоторых наших наблюдений и заметок, сделанных на основе ФОМ-мониторинга данных постов, а также наметили некоторые планы на следующий год.
Во-первых, отметим корреляцию между ежедневным количеством постов с упоминанием коронавируса и статистикой по заболевшим. Стремительный рост числа сообщений пришелся на март – май, на первую волну пандемии. Тогда в соцсетях о коронавирусной инфекции говорили в два раза чаще, чем о любви, здоровье или семье. Летом и до середины сентября 2020 года наблюдалось снижение как интенсивности обсуждений ковида, так и числа выявленных случаев заражения. Рост количества постов о ковиде в сентябре объясняется приходом второй волны пандемии.
Во-вторых, ковид повлиял не только на наш образ жизни, но и на нашу лексику. Он заставил соцсети вспомнить такие практически забытые слова, как «самоизоляция» и «карантин», а также чаще употреблять слова «маска» и «пропуск».
В-третьих, мониторинг соцсетей показал, что в обсуждениях образа жизни в условиях пандемии часто затрагивались темы здоровья, детей и ковидных правил. Отметим, что приблизительно в 20% постов в соцсетях о COVID-19 встречались слово «семья» и слова, обозначающие членов семьи. Про удаленную работу, которая стала частью нашей жизни, в пандемию писали немного. При этом пользователи соцсетей замечали, что работать из дома эффективнее, несмотря на то что коты и удобная мебель больше располагают к отдыху. Здесь же стоит упомянуть обсуждения онлайн-конференций, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни в ковидном мире. При этом наиболее популярные посты о коронавирусе и конференциях были противоречивыми. В одних писали о важности формата онлайн-мероприятий, так как опасность заболеть коронавирусом сохраняется, а в других – о ценности офлайн-дискуссий, особенно в уходящем году.
В-четвертых, в соцсетях активно обсуждали влияние коронавируса на экономику и финансовое положение граждан. И здесь наиболее популярными темами стали пособия, заработная плата и доход, кризис, кредит и ипотека, а также потеря работы. При этом популярность тем разнилась в зависимости от региона. Так, в апреле – мае в Санкт-Петербурге популярной была тема помощи людям, чье финансовое положение ухудшилось из-за пандемии, в то время как в Краснодарском крае больше всего обсуждали выплаты и пособия медикам.
В-пятых, ковид обсуждали в связке со всеми обычными жизненными процессами. Например, в постах о летнем отпуске, наступлении нового учебного года и завершении первой четверти.
В-шестых, и это очевидно, в соцсетях много писали об этапах пандемии и мерах борьбы с коронавирусной инфекцией. Так, выходя из самоизоляции в начале лета, мы радовались, что карантин завершается, но переживали за то, каким будет будущее. Обсуждения начала второй волны пандемии проходили с выраженным негативом и даже агрессией – особенно часто упоминали власть и экономику. Теперь про меры борьбы. Обсуждая вакцину от коронавирусной инфекции, пользователи соцсетей гордились достижениями российских ученых, критиковали прививки, а также упоминали научные обоснования эффективности вакцины и многое другое. Посты об отечественных лекарствах против коронавируса имели чаще позитивную, чем негативную тональность. О тесте на коронавирус в соцсетях чаще писали женщины, а также люди 55 лет и старше.
В-седьмых, понимание тональности постов о пандемии и ее аспектов позволяет дополнять описание текущих социологических процессов, а также фиксировать отдельные инсайты. Поэтому наряду с ежедневным мониторингом социальных сетей и поисковых систем по теме «Коронавирус» мы добавили мониторинг тональности обсуждений аспектов пандемической реальности в соцмедиа (Индекс Тональности). У нас уже есть первые наблюдения, сделанные на основе расчетов данного индекса, и в 2021 году мы планируем продолжить их публикацию.
Оглядываясь назад, мы понимаем, что коронавирус в 2020 году проник во все уголки нашей повседневности: в нашу речь, распорядок дня и взаимоотношения. При этом мониторинг ФОМ позволяет констатировать, что позитив и стремление адаптироваться к новым условиям были у пользователей соцсетей на высоком уровне.