Третий исследовательский комментарий из серии «Роль корпоративной культуры в выживании бизнеса» на основе интервью, проведенных в рамках Проекта коронаФОМ («Корпорации и пандемия»)
ФОМ провел серию глубинных интервью с руководителями компаний из разных сфер, в каждой из которых корпоративной культуре отводится особая роль в удержании бизнеса на плаву в условиях пандемии. Данная серия публикаций содержит информацию о различных элементах корпоративной культуры, которые помогают управленцам сплачивать сотрудников, поддерживать в них оптимистичный настрой, мотивировать и вдохновлять их на дальнейшее развитие.
В эту публикацию вошли цитаты из интервью
1. Веры Боярковой, антикризисного директора Leroy Merlin
2. Максима Журило, владельца и руководителя компаний I Love Supersport и IRONSTAR
3. Михаила Павлова, автора проекта Yoga_Method
4. Инны Пеховой, CEO Venedi Hotel Group
5. Ильи Слепова, совладельца и руководителя сети спортивных магазинов «Лаборатория бега RunLab»
6. Льва Бодрова, владельца сети кофе-поинтов «Бодрый день», фуд-трака BB&Burgers
7. Виктории Печенкиной, генерального директора туристической компании JSP Business Travel
8. Анны Габер, руководителя агентства в сфере деловых мероприятий «Агентство ЭйДжи»
9. Семена Гальперина, арт-директора концертных площадок «Дом печати» и Tele-club в Екатеринбурге
10. Ирины Стройновой, создателя ювелирного бренда WANNA?BE!
11. Марии Шаковой, совладельца салона красоты Martori
12. Александры Давыдкиной, руководителя маникюрных салонов «Пальчики» в Самаре
13. Сергея Третьякова, владельца кафе-кондитерской «Кондитория» в Екатеринбурге
15. Ильи Волкова, соучредителя парфюмерной компании «Библиотека ароматов»
16. Анастасии Пиорунской, руководителя компании по производству одежды Urbantiger
17. Евгения Мещерякова, владельца и бренд-шефа суши-бара «Ой’си»
В публикации подробно проанализированы элементы второго уровня корпоративной культуры – корпоративные ценности, приверженность которым помогла компаниям удержаться на плаву.
Первый исследовательский комментарий из серии «Роль корпоративной культуры в выживании бизнеса» – «Какие особенности корпоративной культуры помогли коллективам сплотиться в период пандемии».
Второй исследовательский комментарий из серии «Роль корпоративной культуры в выживании бизнеса» – «Сохранение корпоративной культуры на фоне пандемии – опыт руководителей организаций».
В корпоративной среде именно руководитель задает ценностные ориентиры, транслирует идеи сотрудникам. По мнению владельцев бизнеса, грамотному управленцу нужно подбирать в команду людей со схожими приоритетами. Планы и цели при разных обстоятельствах могут меняться, однако ценности постоянны.
Мария Шакова: «Если человек мыслит так же, как ты, можно справиться с трудностями вместе».
Анна Габер: «В первую очередь руководитель должен постоянно развиваться, постоянно двигаться вперед, всегда быть проактивным, справедливым. Команда должна уважать руководителя именно за развитие, за вовлеченность в дело. И если руководитель подбирает себе сотрудников с такими же жизненными ценностями, как у него, у компании будет 100-процентный успех».
В нескольких организациях в период пандемии руководство было вынуждено сократить рабочий день и заработную плату, чтобы спасти компанию и сохранить рабочие места. Сотрудники отнеслись к такому решению с пониманием и не требовали от руководителей дополнительных выплат. По мнению информантов, такая реакция обусловлена умением управленца выстроить работу с командой так, чтобы ее члены чувствовали себя частью общего дела.
Семен Гальперин: «Мы не знали, какова будет реакция сотрудников на наше предложение об урезании зарплат вполовину. Здорово, что они отнеслись с пониманием. Это говорит о том, что у нас хороший коллектив, болеющий за общее дело».
Максим Журило: «Все же понимают, что мы находимся в одной лодке. То есть у нас нет требования со стороны сотрудников, что мы им что-то должны».
Олег Петряшев: «Изначально в компании строилась политика открытости. Она заключается в том, что люди в целом понимают, что мы делаем и зачем. Когда у нас бывают премии или депремирования, все понимают, как что устроено – есть какие-то общие ценности».
Некоторые владельцы бизнеса подчеркивают, что в управлении компанией придерживаются подхода «бирюзовых организаций», который основан на принципах самоуправления, взаимной поддержки и общих ценностей. Руководитель формирует коллектив, который переживает за результат в бизнесе.
Лев Бодров: «Мы перестали скрывать цифры от персонала, теперь у нас открытая экономическая политика во всех заведениях. Коллектив в совместном чате решает, как работать на следующей неделе, и находит компромисс. Я могу рекомендовать или высказывать свое мнение о решении той или иной проблемы. Но последнее слово будет за персоналом».
Сергей Третьяков: «Одним из приятных моментов было то, что команда не опустила руки. Не было ни одного человека, который пришел и сказал: «Я буду сидеть дома, а вы мне зарплату начисляйте». Мы никого не заставляли, никому не угрожали. Ребята сами, исходя из отношения к компании и понимая, что она сейчас, возможно, недозаработает, начали корректировать свои графики».
Основой корпоративной культуры, по мнению владельцев бизнеса, является доверие к руководству со стороны сотрудников, а также честность руководителя по отношению к коллективу. Намерение делиться со своими работниками планами на будущее и перспективами развития демонстрирует открытость руководства и формирует доверительные отношения в команде.
Анна Габер: «Я считаю, что нужно общаться с сотрудниками честно, не скрывать ничего, говорить о существующих перспективах. На то я и руководитель, чтобы видеть, что будет впереди».
Стремление показать сотрудникам, что работодатель заботится о них в непростой период, приводит к повышению доверия и лояльности персонала. Компания Leroy Merlin, несмотря на кризис, сохранила рабочие места и оказала сотрудникам полноценную поддержку. Такие действия руководства помогают не только укрепить имидж компании в глазах работников и заслужить доверие, но и повысить их мотивацию.
Вера Бояркова: «Сотрудники понимают и ценят отношение компании к ним в такой неординарной ситуации. Потому что в период кризиса работодатели часто принимают довольно радикальные решения. И сейчас как раз то время, когда мы можем укрепить наш HR-бренд, имидж».
В стрессовой ситуации для сотрудников оказалось важным видеть перед собой лидера, ориентироваться на его действия. Соучредитель парфюмерной компании «Библиотека ароматов» отмечает, что вовлеченность руководителя в командную работу, оптимизм, моральная поддержка и обозначение перспектив выхода из кризиса способствуют предотвращению паники в коллективе и настраивают на продуктивную работу.
Илья Волков: «Я нахожусь на острие атаки, и это служит главным ориентиром для сотрудников. Да, я мог сказать, что мне нужна самоизоляция, я буду работать из дома, но я понимал, что для коллег очень важно видеть руководителя рядом с собой в непростой период. Так что мой режим работы не изменился. Очень важен личный пример, когда ты усердно работаешь вместе с командой, показываешь намерение решить проблему, преодолеть сложности. В каких-то ситуациях стараешься оставаться хладнокровным, в каких-то, наоборот, подбадриваешь команду».
Говоря о настроениях сотрудников в период режима самоизоляции, руководители отмечают высокий уровень стресса. Люди опасались потерять рабочие места и зарплаты, поскольку в новостях сообщали о массовых сокращениях. В такие моменты руководителю компании важно поддерживать людей, а также принимать меры для скорейшего возвращения к стабильности.
Мария Шакова: «Когда вся эта ситуация только возникла, первое, о чем стали думать люди, – об ипотеке, кредитах. Такое паническое состояние. Нужна коммуникационная работа, которая касается и психологических вещей, и жизненных вопросов, и менеджмента».
Виктория Печенкина: «Общаясь, поддерживая, я объясняла, что происходит, что мир уже не будет прежним, что нам надо сейчас быстро подстраиваться под новые обстоятельства. Отслеживать, на что будут смотреть наши заказчики, чего будут хотеть наши постоянные и новые клиенты. Нужно понять, чем мы можем быть интересны людям, которые, например, уйдут от разорившихся компаний и начнут искать новые».
Ключевые качества, которые проявились в пандемию, – сплоченность и готовность помочь. Люди проявили инициативу и стали выполнять часть работы безвозмездно. По мнению героев наших интервью, набирать популярность стали и различные коллаборации, в рамках которых происходил обмен опытом и генерация новых идей для развития бизнеса.
Инна Пехова: «Люди больше стали помогать безвозмездно. Это хорошее изменение. Сейчас очень модно создавать разные коллаборации. Один бизнес помогает другому – получается красивый продукт. Я считаю, тяжелая ситуация не разобщила, а, наоборот, сплотила людей».
Во многом благодаря кризису некоторые руководители увидели приверженность коллектива ценностям компании, готовность вместе следовать общей цели. В силу разных обстоятельств некоторые сотрудники покинули рабочие места, что, по мнению руководителей, служит определенным показателем.
Михаил Павлов: «Кризис – это всегда проверка лояльности коллектива к тебе и твоему бизнесу. Есть те, кто пошли со мной дальше и как-то проявили себя. Кто-то повел себя инертно, кто-то просто проигнорировал сложившуюся ситуацию».
Евгений Мещеряков: «Сложное время показало, кто чего стоит, кто что делает, кто как себя проявляет. Мы стали одной большой рабочей семьей и сделали вместе большое дело. Два человека ушли, потому что не справились с переломным моментом. Правда, сейчас они просятся обратно, но я их не беру, потому что для меня это показатель надежности сотрудников».
Преодолеть трудности компаниям помогло изменение обязанностей сотрудников. Для этого многие проходили обучение и развивали необходимые для новой деятельности навыки и компетенции. Пандемия раскрыла таланты сотрудников, дала им возможность самореализоваться, попробовать себя в другой сфере.
Виктория Печенкина: «Все это время мы проводили вебинары внутри команды, потому что одна часть команды готовила одни направления, другая – другие. Мы обучали друг друга, чтобы из мельчайших деталей складывалась целостная картина того, что мы продаем».
Илья Слепов: «Важно, что сотрудники попробовали другую сферу деятельности, раскрыли себя с новой стороны: занимались маркетингом, фотографированием. Вынужденная необходимость освоить что-то новое стала важным стимулирующим фактором развития».
Однако не только сотрудникам пришлось осваивать новое. Некоторые руководители отмечают, что в пандемию их обязанности также трансформировались, включился режим многозадачности.
Анастасия Пиорунская: «Мы все в жизни что-то преодолеваем, ведь каждый из нас чего-то не умеет, чего-то боится. Я, например, превратилась в менеджера по продажам: сидела на телефоне целый день и разговаривала с губернаторами, с управлениями Росздравнадзора и Минздрава. Я не люблю много разговаривать с людьми, мне это очень тяжело дается. И когда мне приходилось практически ежесекундно разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, для меня это был огромный стресс, мне постоянно приходилось преодолевать себя».
Евгений Мещеряков: «13 марта выручка упала на 50%. 16 марта – выручка скатилась на 80%, и мы решили организовать доставку своим гостям. Я сел за руль и поехал развозить заказы. Мы начали вести видеоблог о том, как мы осуществляем бесконтактную доставку, рассказывали всякие истории. К тому времени уже ввели режим самоизоляции – и люди ушли в интернет. В результате через неделю наши видео смотрели уже 15 тысяч человек, и нам активно начали поступать заказы».
Сотрудники могут работать гораздо эффективнее, если чувствуют стабильность. Руководство должно обеспечить максимальную защищенность интересов работников. В период пандемии руководители стремились сохранить рабочие места, поскольку осознавали, что в такое тяжелое время люди боятся потерять работу, остаться без средств к существованию, оказаться ненужными в обществе.
Лев Бодров: «Я вижу страх в глазах сотрудников, которые ходят на работу не ради денег, это уже абсолютно точно. Меня волнует страх людей, что они потеряют работу, а вместе с ней – некий базис, нужность в этом обществе. И я делаю все, для того чтобы этот их смысл не потерять. Это меня волнует и, собственно, мотивирует двигаться дальше».
Ирина Стройнова: «Нам приходится продолжать работу, потому что я обеспечиваю и рабочие места, и зарплату сотрудникам. Соответственно, на меня легли все задачи, которые требуют поездок в офис, манипуляций с товарами, взаимодействия с курьером и так далее».
Анастасия Пиорунская: «Я считаю, что на мне лежит двойная ответственность: за здоровье не только своих родных, но и за людей, за которых я отвечаю, за сотрудников. Я всегда стараюсь свою команду каким-то образом поддерживать. Моя задача – обезопасить их, чтобы они чувствовали себя комфортно, спокойно, могли эффективно работать, а не переживать, будет ли у них завтра работа. Я должна сделать все, чтобы она у них была».
Руководитель маникюрных салонов «Пальчики» в Самаре подчеркивает, что обеспечить уверенность сотрудников в завтрашнем дне ей удается благодаря проведению социальной работы с коллективом. Например, сотрудники научились финансовому планированию, что в период кризиса оказалось весьма важным навыком.
Александра Давыдкина: «У нас всегда была социальная работа с коллективом. Я объясняла свои мастерам, что они получают зарплату не каждый день, а два раза в месяц. Говорила им: «Вы можете научиться откладывать деньги и планировать свою жизнь».
Сохранить бизнес руководителям также помогли высокие требования к качеству труда. В период пандемии это позволило генеральному директору туристической компании JSP Business Travel поддерживать динамичный рабочий ритм и внедрить новый продукт. Руководство этой компании разработало четкий план, сформулировало задачи, установило конкретные сроки для того, чтобы сотрудники смогли выполнить свои обязанности на достаточно высоком уровне.
Виктория Печенкина: «Моей задачей было максимально корректно доносить информацию, объяснять, что мы делаем. Когда человек занят делом, времени на депрессию у него нет. Как только мы завершили процессы по отработке заказов, начали очень плотно заниматься Россией – это обеспечивало занятость людей. У нас были распределены задачи и ответственность, намечены сроки выполнения».
В пандемию компания по обучению в сфере инновационных технологий «Технократ» также разработала новый продукт. Ее директор вовлек сотрудников в активную работу, что помогло им достичь эффективного результата.
Олег Петряшев: «Я сразу своим сотрудникам сказал, что нам придется спасаться самим. Поэтому я их сильно нагрузил. Мы действительно были очень увлечены, все поверили в идею. Мы сделали больше продаж, чем планировали, привлекли интересных спикеров, создали полезный контент в виде курсов».
По мнению руководителя бренда одежды Urbantiger, пандемия, несмотря на большое количество негативных последствий, полностью раскрыла потенциал команды. Она признает, что такие экстренные ситуации позволяют выйти из зоны комфорта, мобилизовать свои силы, проявить упорство и покорить новые вершины.
Анастасия Пиорунская: «Мне кажется, что такой режим работы очень бодрит. И я всегда говорю своим сотрудникам, что там, где скучно, вы никогда ничему не научитесь. Я очень люблю сложные задачи и стараюсь подбирать людей, которые легко загораются новыми идеями. Когда тебе все время нужно искать какие-то решения – это очень сильно мотивирует двигаться вперед».
Резюме
Грамотный руководитель, формируя команду, прежде всего обращает внимание на то, насколько его ценности схожи с ценностями сотрудников. В данном материале были рассмотрены корпоративные ценности, которые, судя по опыту руководителей, сыграли важную роль в сохранении бизнеса. Приверженность этим ценностям помогла сотрудникам проявлять сплоченность, решать поставленные задачи, приобретая другие знания и навыки, и вдохновляться новыми идеями и проектами.
Пандемия – своеобразная проверка на прочность не только бизнеса, но и команды. Это тяжелое время позволило управленцам увидеть, кто из сотрудников готов идти за лидером до конца, невзирая на любые трудности, и насколько крепок командный дух. В основном в пандемию удалось выстоять тем компаниям, в которых был развит высокий уровень корпоративной культуры.