Подводим итоги года вместе с авторами Проекта коронаФОМ: эмоции, впечатления от работы и отсылки к знаковым материалам
Проект КоронаФОМ – особенный не только в плане концепции и содержания, но и по своей структуре. Он объединяет сотрудников разных подразделений ФОМ, которые изучают, как под влиянием пандемии трансформируется общество: экономика, бизнес, здравоохранение, да и образ жизни людей. Результаты их труда ежедневно появляются на этом сайте. В этот раз мы рассказываем о материалах, которые были основой к-Обзоров в течение всего года, и делимся впечатлениями авторов от проделанной работы.
Статьи аналитиков ФОМ отражают два направления их работы в рамках Проекта коронаФОМ: мониторинг настроений россиян в условиях пандемии и изучение Нового Образа Жизни, то есть тех изменений, которые происходили с Россией и ее жителями. Материалы на эти темы были одними из первых на сайте Проекта и показали в том числе и то, насколько оперативно ФОМ реагировал на наступление пандемии и каким образом фиксировал исторические события.
Регулярные статьи на основе данных ежедневного опроса объясняли, как менялось восприятие людьми пандемии – их страхи, отношение к ограничительным мерам вроде ношения масок, мытья рук, соблюдения социальной дистанции, уровень доверия к медикам и здравоохранению. По словам аналитика ФОМ Артема Рейнюка, для него это было особенное исследование, поскольку все происходившее было уникальным явлением.
«Проводя исследования, мы стараемся вычленять разные группы людей. За время пандемии я пожил не только в Москве, но и в Самаре – далеком от столицы во всех отношениях городе-миллионнике, и наблюдал те вещи, которые мы схватывали в опросах. В Москве было тревожно, люди сильно испугались, а в провинции весной и летом настроения были совершенно шапкозакидательские: это все ерунда, не сильно страшнее гриппа. Подобные типажи прослеживались в наших исследованиях, и было любопытно узнать, что такие люди действительно есть. Значит, мы правильно выделили их в процессе составления анкеты», – рассказывает Артем Рейнюк.
Удовлетворение от социологических открытий и одновременно продиктованные статистическими данными тревожные настроения россиян читались во всех статьях коллег, и мы старались передать это в текстах к-Обзоров.
Исследовательские материалы о Новом Образе Жизни появились позднее, ближе к маю 2020 года. В них аналитики рассматривали переход людей на домашний режим и связанные с этим изменения в быту. Многие – да и мы, сотрудники ФОМ, – перешли на удаленную работу, школьники и учителя – на дистанционное обучение, и для большинства этот переход не был безболезненным. Как люди находили баланс между трудом и отдыхом и почему, несмотря на то что теперь им не нужно было ездить на работу, у них стало меньше свободного времени? Как самоизоляция изменила практики заботы о здоровье и сказалась на семейных отношениях? Как выкручивались неожиданно оказавшиеся на дистанционном обучении школьники и учителя, ведь у многих детей не было устройств для онлайн-учебы, а у педагогов – навыков работы с такой техникой? А главное, как все это сказалось на качестве знаний?
«Во время этого исследования мы чувствовали себя первопроходцами. Изучали то, как школы решали проблемы с отсутствием у детей девайсов для выхода в онлайн и как молодые преподаватели поддерживали возрастных. Все эти моменты кажутся мне очень важными данными о жизни», – говорит Артем Рейнюк.
Это уже не про сухие цифры и их значения, а про то, что касается очень многих и воспринимается совсем иначе. В своих материалах аналитики приводили реплики участников опроса, и в них часто чувствовались растерянность, нервозность. Это тоже хотелось перенести в тексты к-Обзоров.
Интересными были материалы и о восприятии людьми информации о коронавирусе – авторы объясняли, из каких источников получают, как отфильтровывают и насколько доверяют ей россияне. Стоит также отметить попытки «нарисовать» социально-демографические портреты коронаскептиков и ковид-диссидентов и разобраться в причинах возникновения подобных взглядов.
Читать по теме:
к-Темы
В связи с пандемией коронавируса почти во всех городах введен режим самоизоляции. ФОМ узнал у горожан, соблюдают ли они его и какие сложности испытывают
к-Темы
Интервью с 11 учителями из обычных школ о том, как они пережили это время и с какими трудностями столкнулись в процессе онлайн-обучения
к-Темы
На данных третьего опроса НОЖ и серии интервью разбираемся, какие люди отрицают существование вируса и в чем кроется причина диссидентских взглядов
Статьи этого раздела фиксируют влияние пандемии на финансовое поведение и материальное благополучие россиян. Как кризис сказывается на ситуации с занятостью и доходами от работы, насколько быстро тают сбережения россиян и что происходит с кредитами? Авторы материалов отвечают на эти вопросы, опираясь на данные инициативных и заказных опросов ФОМ, в том числе опросов по заказу Банка России. В объектив социологов ФОМ попадают различные группы граждан: предприниматели и самозанятые, работающие по найму в государственных и частных компаниях, потерявшие часть доходов и оставшиеся без работы, жители мегаполисов и селяне. Авторы оперируют цифрами, и кажется, что для них не существует темных зон: например, они знают, какая доля россиян обращается к микрокредитам, а какая занимается огородничеством и заготовками в надежде укрепить свое слабеющее на глазах финансовое положение. По словам руководителя группы «Финансовое поведение» Людмилы Пресняковой, многие измеряемые показатели с самого начала вызывали тревогу исследователей, потому что сигнализировали о серьезном негативном влиянии пандемии на уровень жизни населения, и только летом опасения немного поутихли.
Аналитические материалы раздела построены на цифрах и строгих суждениях, авторы намеренно обходятся без личных наблюдений и какой-либо эмоциональной окраски.
«Моя первая заповедь как социолога – разделять две картины мира. Ту, что я вижу за окном, и ту, которую получаю, исходя из цифр репрезентативной выборки. Мое видение и мое «окошко» очень ограниченны – как и всякий обыватель, я сужу о мире по своему окружению, которое у каждого специфично и гомогенно, мы ведь общаемся в основном с людьми, похожими на нас. Поэтому мое личное, обывательское видение – только один из кусочков пазла, из которых складывается общая картина. А профессиональнее – и в чем-то проще – увидеть ее с помощью результатов опросов, иногда – статистики. Социологические опросы как раз позволяют людям подняться над своим окружением и посмотреть на социальный мир с высоты птичьего полета. Только так можно увидеть весь ландшафт», – рассказывает Людмила Преснякова.
Слова про взгляд с высоты в данном случае не выглядят простой аналогией. Одними из важнейших были материалы, в которых социологи ФОМ рассматривали географию экономических последствий пандемии. Они выделили региональные особенности и отметили самые проблемные округа и субъекты Федерации.
Читать по теме:
В этом разделе – самые эмоциональные публикации на сайте к-ФОМ, и это понятно, ведь главные герои этих материалов – те самые медики – опытные врачи и вчерашние студенты, оказавшиеся на переднем краю борьбы с пандемией. Те, кто непосредственно работает с больными и кого сегодня называют героями. Военная метафора придумана не нами, но она прижилась. Проводя интервью, наши коллеги становятся свидетелями этой войны и разделяют те же эмоции, что и ее непосредственные участники. А эмоции на войне часто абсолютизированы.
«Общаясь с медиками, мы не можем оставаться холодными. Мы глубоко сопереживаем всем им, ведь они столкнулись с серьезными вызовами. Например, врач-ординатор рассказывает, что государство обеспечивает медиков всем необходимым, но носки ему приходится покупать самостоятельно. А их с учетом дезинфекции нужно по две пары на смену. И если раньше этот врач жил недалеко от «Ашана», то теперь его поселили в гостиницу рядом с больницей – и это стало проблемой. История об этих носках вызывает сильные эмоции. А когда тебе рассказывают, как хоронят коллег, интубируют врачей скорой помощи весом 150 кг, это невозможно слушать спокойно. Ты невольно встаешь на их место и начинаешь разделять их претензии, их вопросы к миру и обществу. И в каком-то смысле заочно становишься критиком системы, неправильных с точки зрения медиков решений», – делится впечатлениями руководитель проектов Екатерина Кожевина.
Информантами коллег становятся не только врачи, главврачи и младшие медицинские работники, откровенно рассказывающие об особенностях работы в «красной» зоне, чувстве долга и своем отношении к героизации медиков. Есть и волонтеры, чью помощь, особенно в первые месяцы пандемии коронавируса, сложно переоценить, организаторы здравоохранения, вынужденные спешно принимать профилактические меры и бороться с ковид-диссидентами и просто несознательными, биохимик-иммунолог, медицинский тренер и специалист по этике здравоохранения, на работе которых также сказалась пандемия. Немного в стороне от них находится сотрудник ФОМ Анна Данилова. О том, что у нашей коллеги есть медицинское образование, большинство из нас и не догадывались. Поэтому история Анны Даниловой о том, как она в самую горячую пандемическую пору работала врачом-добровольцем в Московском клиническом центре инфекционных болезней, стала для всех неожиданностью.
Все материалы в этом разделе – рассказы от первого лица, в которых намерено сохранены живость речи и стилистика, они точно передают эмоции. Автор здесь деликатно молчит (за исключением исследовательского комментария в конце) и как будто оставляет своего собеседника наедине с читателем, давая возможность первому высказаться, а второму услышать. Уникальные истории людей, честные и эмоциональные – характерная особенность этих материалов. И мы стараемся сохранить ее текстах к-Обзоров, выбирая из этих рассказов наиболее яркие и живые отрывки.
Читать по теме:
к-Темы
Анестезиолог-реаниматолог инфекционной больницы в Коммунарке – о том, как относятся к коронавирусу доктора и почему не стоит их героизировать
к-Темы
Сотрудник генетической лаборатории – о том, как пандемия изменила исследовательскую среду
к-Темы
Сотрудник ФОМ – о своей работе врачом-добровольцем в Московском клиническом центре инфекционных болезней «Вороновское»
Материалы раздела рассказывают об уникальном опыте руководителей компаний, для которых пандемия стала гораздо более тяжелым ударом, чем для наемных работников. Предприниматели отвечают за бизнес, команду, и многое зависит от того, насколько они способны выдержать нокдаун, в который их отправил коронакризис. Они вынуждены принимать антикризисные меры, которые позволяют оставаться на плаву, в том числе сложные кадровые решения, на ходу менять стратегии и рисковать ради новых возможностей. И если проблемы у многих схожие – падение потребительского спроса, потеря клиентов, невозможность продолжать деятельность в прежнем формате, то решения у каждого свои. Например, кафе развивают сервисы по доставке блюд, музеи создают новые эмоциональные digital-проекты, спортивные компании, фитнес-центры и студии йоги делают ставку на онлайн-тренировки и обучающие занятия, парфюмерная компания и концертная площадка рассчитывают на близких по духу людей и силу коллабораций, а бренд городской одежды переориентируется на производство медицинских костюмов.
«У социологов иногда происходит так называемое насыщение – когда после 10-го или 15-го интервью они понимают, что информанты в своих рассказах повторяются. В нашем случае такого нет: все наши собеседники очень разные, с разной призмой восприятия и своими «фишками». С кем бы мы ни общались, какую бы компанию ни выбирали, всякий раз у нас происходит небольшое открытие, мы узнаем что-то новое», – говорит ведущий специалист ФОМ Екатерина Богомолова.
По ее словам, открытость и дружелюбие руководителей, которые в непростой для них период соглашаются на интервью и рассказывают о трудностях, с которыми столкнулись их компании, стали для нее приятной неожиданностью. Оттого вполне логичным выглядит тот факт, что многие бизнесмены рассуждают не только о потерях и антикризисных бизнес-моделях, но и о людях. Нередко именно сплоченность и взаимная поддержка внутри команды оказываются той сверхсилой, которая помогает победить кризис.
У этих материалов очевидная исследовательская и практическая ценность. Они объединяют опыт руководителей компаний из различных отраслей, который может быть полезен управленцам, и показывают этих людей настоящими лидерами, способными личным примером вдохновлять других.
«Для меня эти руководители – примеры стойкости, жизнелюбия, активности. Всех их объединяет одна общая черта: переживая негативный опыт, события, на которые невозможно повлиять, они находят что-то полезное для себя и продолжают двигаться дальше, не тратя силы на переживания. Общение с этими людьми воодушевляет, поэтому эти материалы могут оказаться полезными не только для бизнесменов, но и для всех, кто ищет вдохновляющие примеры», – отмечает Екатерина Богомолова.
Мы знаем, что жизнеутверждающие истории в контексте исследования пандемии – большая редкость, поэтому такие статьи всегда находят место в к-Обзорах.
Читать по теме:
к-Темы
Анастасия Пиорунская, исполнительный и бренд-директор компании по производству одежды Urbantiger, рассказала, как за короткое время команда смогла занять новую нишу, что мотивирова...
к-Темы
Соучредитель компании «Библиотека ароматов» Илья Волков – о расширении цифровой работы с потребителем, вовлекающем контенте, новых бизнес-процессах и силе коллабораций
Раздел о влиянии ограничительных мер на малый бизнес во время первой волны появился на сайте к-ФОМ в середине августа 2020 года. Опубликованные в нем статьи являются логичным продолжением исследования «Краш-тест малого бизнеса», который инициирован ФОМ и проведен межрегиональной исследовательской группой. Эти статьи – результат осмысления итогов серии онлайн-фокус-групп и глубинных онлайн-интервью с предпринимателями, проведенных в рамках масштабной работы.
Цикл публикаций содержит материалы, раскрывающие особенности малого бизнеса в России – причем не только в условиях локдауна. Эти материалы рассказывают, как предприниматели воспринимали коронакризис, поддерживали коллективы, выбирали стратегии реагирования и пытались стимулировать спрос на свои услуги, а также о том, почему государственные меры поддержки малого бизнеса вызвали у части его представителей разочарование и даже раздражение и что еще сильнее подорвало доверие между предпринимателями и властями.
Рассказывая о работе над исследованием, его координатор, руководитель коммуникационного развития партнерской сети ФОМ Роман Бумагин, вспоминает сопровождавшее проект единение.
«Мое самое главное впечатление связано с тем, как сплоченность и вовлеченность заставляли руководителей и аналитиков независимых социологических компаний от Хабаровска до Калининграда порой до позднего вечера обсуждать в Zoom, MS Teams и WhatsApp организационные вопросы, дискутировать по поводу способов интерпретации данных, а поутру снова созваниваться, чтобы поделиться инсайтами», – рассказывает Роман Бумагин.
Неудивительно, что с окончанием исследования творческая кооперация не прекратилась. Теперь члены исследовательской группы готовят статьи, в каждой из которых заметна попытка поставить себя на место предпринимателей и посмотреть на проблему их глазами. Выводы авторов подкрепляются красноречивыми цитатами бизнесменов – участников исследования.
Выбор концепции материалов, вероятно, объясняется тем, что участники инициативной группы – тоже малые предприниматели, и все, о чем они пишут, близко и им. По словам Романа Бумагина, многие признавались, что проект помог им лучше узнать себя. Статьи, которые готовит рабочая группа раздела, дают исчерпывающую информацию о том, в какой ситуации находится малый бизнес в стране. Его положение – одна из главных тем пандемической повестки, поэтому мы всегда включаем новые материалы в к-Обзоры.
Раздел содержит интервью с социологами, философами, историками, педагогами, профессорами ведущих вузов страны – нетривиально мыслящими людьми, которые делятся своими наблюдениями и анализируют происходящее в обществе. Обсуждают трансформацию повседневных практик и то, какую роль в этом играет непосредственно пандемия, а какую – государство, кризис институтов и ключевые конфликты новой реальности, технологический прорыв, трудности самоизоляции и проблемы студенчества. Социологи ФОМ, проводящие эти интервью, называют их беседами, тем самым давая понять, что это более открытые, живые и уютные разговоры людей одного круга, нежели журналистские интервью, которые часто строятся на неудобных вопросах и конфликте собеседников. Один из авторов бесед, ведущий специалист ФОМ Лидия Лебедева, как и ее коллега Екатерина Богомолова, говорит о вдохновении, которое остается от общения с героями материалов. Эти люди заставляют переосмысливать собственные убеждения и взгляды.
«Все эти материалы – как лоскутное одеяло. В них отражены, с одной стороны, различия в позициях и темах, а с другой стороны, общее желание обсудить социальные последствия пандемии, те изменения, которые она привнесла в жизнь общества», – рассказывает Лидия Лебедева.
Мы всегда с большим интересом читаем эти беседы на сайте к-ФОМ, вдохновляемся и используем маленькие лоскутки – отдельные мысли героев этих материалов – в к-Обзорах.
к-Беседы
Руководитель Экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) – о необходимостях выхода за пределы узкопрофессиональной оптики, эмпатии власти по отношению к...
к-Беседы
Социолог, профессор НИУ ВШЭ – о взгляде на пандемию через призму сословного общества, становлении новой, санитарной, ветви власти и о том, что эпидемия, вероятно, заменила собой бо...
к-Беседы
Профессор, директор Института демографии НИУ ВШЭ – о преподавании как о трансляции нравственных установок, вероятности повышения рождаемости и смены направления во внутренней мигра...
Раздел включает тематические обзоры двух типов: первый – публикации из медиа, второй – видеоролики из интернета. И те и другие отражают изменения в жизни общества под влиянием пандемии. При составлении дайджестов авторы стараются рассматривать не только ее негативные последствия, но и положительные моменты и даже отмечать шутливые реакции людей на различные проблемы. Авторы рассказывают об опыте других стран в борьбе с коронавирусом и о жизни городов в разных концах мира в самоизоляции, изменениях на автомобильном и страховом рынках, коронавирусных рекламных кампаниях и адаптации брендов к проблемам потребителей, конспирологических теориях и переменах в религиозных обрядах, а также о мемах, новых словах, правилах этикета и дресс-коде, которые родились на фоне пандемии.
«С самого начала мы были свободны в выборе тем. Мы понимали, что должны концентрироваться на социологических аспектах, изменениях в обществе, смыслах жизни людей, но при этом мы не были зажаты какими-то рамками. Мы могли дать себе волю написать о том, что мы прочитали или увидели, о том, о чем, на наш взгляд, было важно говорить, будь то вакцины или домашние животные», – рассказывает ведущий специалист по организации работ ФОМ Алина Соболевская.
При разработке концепции дайджестов их авторы Алина Соболевская и Ася Свешникова вдохновлялись популярным британским изданием Reader’s Digest, которое публикует емкие заметки о самых разных вещах. Не ограниченные в выборе тем, они проявляют деликатность в работе с исходными публикациями, не допуская вольной трактовки приведенных в них фактов или мнений, и при этом преподносят часто сухую информацию интересно и живо.
Дайджесты в большинстве своем основаны на материалах СМИ или специализированных медиа, хотя иногда источниками оказываются колонки лидеров мнений или сообщения в социальных сетях. Например, один из дайджестов рассказывает о посте писателя Сергея Кузнецова, который предполагает, что пандемии случаются, потому что в них нуждается общество. Например, эпидемия ВИЧ в США случилась потому, что пуританская Америка переживала сексуальную революцию и люди на подсознательном уровне полагали, что слишком раскрепощенные должны быть наказаны. Так и коронавирус в чьих-то глазах может быть наказанием за слишком активную жизнь.
В этих дайджестах Алина Соболевская видит больше чем обзоры публикаций или видеороликов на тему новой реальности. По ее словам, они пишут историю повседневности, к которой спустя годы смогут обратиться следующие поколения, чтобы узнать, что это была за пандемия, о чем говори в это время СМИ, что чувствовали люди. Поэтому этот их труд не обесценится ни через пять лет, ни через 10. И в этом к-Дайджесты схожи с к-Обзорами, которые мы называем хрестоматией пандемии.
Читать по теме:
к-Дайджесты
Они рядом и готовы поддержать
к-Дайджесты
С какими потрясениями, случившимися с миром за последние 40 лет, можно сравнивать нынешнюю пандемию
к-Дайджесты
Представляем подборку музыкальных видео отечественных звезд в поддержку народа, переживающего пандемию
Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.